Рисующий огнём

18:00, 27 января 2015г, Культура 2339


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Пережив несколько лет назад инфаркт, удержавшись на грани жизни, Александр Бошорин, самобытный художник из Зонального района, увлекся пирографией. С тех пор рисовать огнем по дереву для него как жить. 25 января «АП» поздравила Александра Вадимовича с днем рождения.

«С одного раза»

Художник легко исправит неточный карандашный штрих или неудачный выбор акварельного тона. Но он лишен такой возможности, если работает не кистью, а раскаленной иглой выжигателя. Любое неверное движение может безвозвратно испортить портрет. «В этом пирография очень похожа на судьбу человека», – уверен Александр Вадимович. Между самой первой его работой в стиле наивного ню (ее он выжег еще школьником) и нынешними зрелыми портретными, с собственным отношением к ярким личностям нашего времени целая жизнь. Детское свое увлечение выжиганием Саша забросил, поступив в один из питерских вузов. Его семья жила в Чимкенте, а после распада СССР перебралась на Алтай, в поселок Октябрьский. Здесь парень работал на стройке. Инфаркт случился посреди рабочего дня прямо на стройплощадке. Сашу еле успели довезти до больницы. Очнулся он уже в реанимации, опутанный проводами и датчиками. Пока выкарабкивался, много думал о жизни, невероятно хрупкой, как оказалось. Длительный больничный и инвалидность нелегко дались строителю, который не привык сидеть без дела. Но от слова «озарение» Александр морщится, как от зубной боли:

– Состояние человека, которому нужно чем-то себя занять, чтобы от скуки и безделья не свихнуться, называют обычно озарением в красивых книжках и фильмах. Ну ладно, пусть будет так. Сначала были фэнтези и анималистика,  я на этом руку набивал. Сейчас портреты пишу. Втянулся очень быстро и напрочь, просто заболел этим. И теперь мне дурно становится, если я день не выжигаю. 

Со временем Александр снова устроился на работу, жизнь наладилась, а писать свои огненные картины он так и не перестал. И если процесс пошел, он может работать ночи напролет. Шедевры свои создает на обычной многослойной фанере самым простым выжигателем, какие некогда продавали в магазинах «Юный техник» (профессиональные приборы для выжигания стоят весьма дорого, сельскому мастеру они не по карману). Александр Вадимович только диммер тонкой регулировки температуры иглы к нему приспособил, без него рисовать нельзя: «У меня обычный паяльник, по сути. Я модернизировал его и в Сети всем заинтересованным рассказал о своем ноу-хау. Рука художника – это продолжение аппарата, но когда с огнем работаешь, чуть ошибся – все, дыра. В пирографии все делается без помарок, с единственного раза, для того и нужна тонкая регулировка температуры».

«Не продаётся»

Каждый из авторской галереи портретов начинается с наброска образа, вдохновившего художника. А дальше в ход идет управляемый огонь с его особой палитрой. Самый темный, почти черный тон дает температурный пик иглы. Чем температура ниже – тем он светлее. Больше всего это похоже на живопись в стиле гризайль, когда композиции создаются тональной гаммой одного цвета. Так Бошорин выжег подборку комиков от Вицина до Луи де Фюнеса, и цикл портретов наших земляков Шукшина, Евдокимова, Золотухина, и портрет сына, и даже объемные копии – подражание портретной скульптуре Фаро. Одно уточнение. Именитый француз ваял объемные фигуры из глины и гипса – алтайский самородок создает 3D-эффект на плоскости. Многие из работ Бошорина опубликованы в Сети. Люди, не веря, что перед ними плоский портрет, переспрашивают у автора, не скульптура ли это. «АП», если честно, тоже была обескуражена. «А я такого эффекта и добивался», – победно улыбается Александр Вадимович.

Портреты знаменитостей он создает в основном по фотографиям. Казалось бы, копия она и есть копия, ничего особенного. Но почему-то глаз не оторвать от лиц грустного клоуна Крамарова и не признанного отечеством пророка Высоцкого. Это и есть главный секрет Бошорина.

Дело не в том даже, что структура дерева, не повторяемая дважды,  не позволит сделать две одинаковые работы. Огонь, управляемый рукой художника, – это не принтер, и, только проникшись судьбой героя, Александр берется за выжигатель. Такая работа сродни актерству. Роль получается, если она прожита, а не сыграна.

О самобытном художнике мало знают за пределами Зонального района: на его счету всего лишь две персональные выставки, одна – местная, вторая – в Бийске. На своем таланте он вполне мог бы бизнес сделать, поставив на поток производство «сувенирки» типа «Привет с Алтая», чтобы тысячи копий Шукшина и Золотухина по сходной цене разъезжались по всей стране. Спрос на авторские работы есть. Лик Иисуса эксперты, например, оценили в 50 тысяч рублей. А Бошорин упрямо головой мотает: «Я его ни за какие деньги не продам, со мной останется». Наверное, начни он торговать Василием Макаровичем и Валерием Сергеевичем, это был бы уже не тот Бошорин,  который так понравился «АП». Не получился бы у нас портрет художника, рисующего огнем.

Справка
Пирография – техника художественной графики, при которой рисунок на поверхность какого-либо прочного материала (чаще всего – древесины) наносится раскаленной иглой.

Фоторепортаж