В Алтайском краеведческом музее рассказали о бубне-коне и духах-меломанах

12:10, 09 ноября 2023г, Культура 1291


В Алтайском краеведческом музее рассказали о бубне-коне и духах-меломанах Фото №1
В Алтайском краеведческом музее рассказали о бубне-коне и духах-меломанах Фото №2
В Алтайском краеведческом музее рассказали о бубне-коне и духах-меломанах Миниатюра №3
В Алтайском краеведческом музее рассказали о бубне-коне и духах-меломанах Миниатюра №3

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Алтайском краеведческом музее стартовал новый лекторий – он приурочен к уникальной выставке «Эхо шаманского бубна», которая работает в Барнауле до 26 ноября.

Напомним, сейчас в выставочном зале АГКМ представлены подлинные атрибуты шаманского культа из старейшего сибирского музея – Иркутского областного краеведческого, в том числе шесть полных ритуальных костюмов. И, поскольку интерес публики к ранней форме религии коренных народов Сибири всегда высок, в музее решили осветить разные ее аспекты в целых пяти лекциях. 5 ноября желающих послушать кандидата исторических наук, этнографа и замдиректора АГКМ по науке Оксану Мамонтову оказалось столько, что едва хватило музейного зала. Рассказывала она о том, кто живет в легендарном шаманском бубне прямо возле витрин, в которых можно увидеть два ритуальных инструмента алтайцев из коллекции нашего музея.

Где спрятать душу?

Пришедших Оксана Мамонтова предупредила: тюркские и монгольские народы, исповедовавшие шаманизм в Сибири, были близки к природе и верили, что ее населяют духи, но жестко их не классифицировали.

– По их воззрениям, духи любят слушать музыку. Например, хозяева гор и леса любили игру на струнных инструментах, которые охотники обязательно брали с собой, выезжая на свой промысел, – начала Оксана Мамонтова. – А духи-помощники шамана любят звуки бубна. Именно тот ритм, который он выбивает, и если ошибается, они, как большие меломаны, могут оскорбиться и даже наказать. Поэтому на бубне присутствует большое количество подвесок, колокольчиков, которые шуршат и звенят. Исследователи конца XIX – начала ХХ веков писали, что они должны были веселить шайтанов, как тогда называли духов этих народов.

Как говорит этнограф, в шаманской культуре Сибири бубен был не только инструментом для общения с духами, но и вместилищем душ. Во время камлания шаман прятал в него душу человека, украденную духами болезни. А еще бубен был… ездовым животным, на котором его владелец путешествовал в иных мирах.

Из лекции слушатели узнали о разнообразии форм декора бубнов у якутов, хакасов, шорцев, телеутов, бурят и алтайцев. Кстати, последние от всех прочих отличаются тем, что изнутри на рукояти имеют «личину» – вырезанное из дерева лицо, принадлежащее, по всей видимости, духу предка.

Серьёзная вещь

Рассказала Оксана Мамонтова и о сложной процедуре получения бубна молодым шаманом.

– На самом деле нужно было иметь определенную силу, чтобы с ним справиться, поэтому первоначально шаманы могли камлать, например, с веником, – говорит этнограф. – И во время экспедиции в Кытмановский район мы встретились с внучкой телеутской шаманки, которая рассказала, что ее бабушка сперва так и делала; потом из Кемеровской области более сильный шаман прислал ей колотушку, и только через какое-то время ей привезли такую серьезную вещь, как бубен.

«Самый сложный вопрос, как шаманы осмысляли, что есть бубен. Лодка ли, птица ли, верховое животное, – замечает лектор. – Эти образы пересекались между собой, и каждый шаман мог представлять их по-своему. Встречается упоминание, что бубен – это панцирь или даже лук, с помощью которого шаман защищается от злых духов. Или целое озеро. Но в представлениях тюркских народов он все же был конем – волшебным животным, способным летать и даже рассекать скалы на своем пути». Но для всех народов был характерен трепет перед бубном, граничащий с ужасом, поэтому после смерти шамана его инструмент «убивали» и уносили подальше. Напоследок она рассказала о легендах, согласно которым духам не было чуждо ничто человеческое:

– Шорцы рассказывали: когда Хозяин реки весной двинулся вниз во время ледохода, он по пути зашел в гости, напился и заснул. Образовался ледяной затор, вода затопила улусы, и напуганные жители позвали шамана. Во время обряда он отправился в жилище Горного хозяина, где как раз спал пьяный дух воды, напустил ему за шиворот муравьев и быстро ретировался. Муравьи сделали свое дело, Хозяин реки проснулся, и лед пошел дальше.

Фоторепортаж