Необычным исследовательским проектом занимаются алтайские школьники

16:00, 17 марта 2016г, Культура 2203


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Необычным исследовательским проектом занимаются воспитанники творческого объединения «Керамика» шелаболихинской средней школы № 1 под руководством педагога Марины Ивановой.

Как 2 тысячи лет назад

Стиль, в котором работают Марина Иванова и ее воспитанники, сложно обозначить одним словом. Класс керамики – как пространство, что существует в каком-то ином, не земном измерении. Здесь можно залюбоваться игрушками в каргопольском и дымковском стилях, котом Баюном, выполненным в плоскостной технике наслаивания глиняной крошки, заблудиться в лесу с диковинными деревьями. Или перестать дышать перед реконструкцией древней амфоры, воссозданной по керамическим фрагментам, найденным под Шелаболихой на древних стоянках человека. Вместе со взрослыми ученики участвуют в археологических раскопках, исследуют находки, чтобы потом разгадывать секреты мастеров, работавших тысячелетия назад.

Марина Александровна рассказывает о коллеге, учителе географии Татьяне Черепановой, благодаря которой близ Шелаболихи, в Кипринских борках, были найдены залежи терракотовой глины – красной, пластичной, чистой, без примесей, весьма подходящей для лепки керамических изделий. Все вместе это называется проектом «История развития технологии производства русской гончарной керамики».

– Исследовательская работа детей, перекличка с древним, реконструкция целостного сосуда или игрушки по фрагментам – это ответственность моей души, – улыбается мастерица. – Я всегда переживаю по этому поводу. Представьте, что люди будущего на территории нынешней Шелаболихи найдут вот эту коллекцию. Расшифруют ли они верно наши идеи, наш посыл? Как вообще оценят то, что мы сейчас делаем?

Ничего в жизни не происходит случайно. Иванова – из творческой династии. В Новоалтайском художественном училище кроме Марины учились сестра Наталья и зять Николай. Но лишь поступив в Красноярский художественный институт, она увидела то, чем решила заниматься всю жизнь, – работу студентов факультета художественной керамики. Знаете, как бывает в жизни? «Влюбилась в четверг». В Шелаболиху она вернулась уже с идеями создания собственного класса керамики.

Реконструкция сосуда I– IV веков нашей эры эпохи поздней бронзы из Селезневских борков лишь одна находка этой древней стоянки, где люди жили тысячелетиями. И культурные слои позволяют определить принадлежность образцов к разным эпохам и даже культурам. По словам Марины Ивановой, системных археологических исследований в этой местности алтайские ученые-историки не вели. Этот пробел они с детьми и стараются восполнить.

Тамара, Никита и другие

Одиннадцатиклассница Тамара Терновец – настоящий исследователь, азартный, увлеченный. В класс Марины Александровны она пришла совсем маленькой девочкой восемь лет назад. А сейчас на счету девушки – победы на конкурсах научно-исследовательских работ краевого и всероссийского уровня. Проехав по всему району и собрав образцы сырья для изготовления керамики, Тамара представила на суд жюри свою первую научную работу «Исследование свойств и качества глин».

– Не всякая годится для лепки и обжига, – делится девушка познаниями, которые добыла экспериментальным путем. – Мы выбрали лучшую, жирную из Новореченского и Черепановского месторождений. С этим материалом начинающие гончары и работают в классе керамики. Есть интересные моменты. Например, при обжиге сильнее проявляется терракотовый оттенок глины – из-за высокого содержания в ней железа. А в зависимости от того, какую технику Марина Александровна предлагает для занятий, в смесь иногда нужно добавить песок, если сырье слишком жирное.

– Тамара, увлечение глиной как-то связано с твоей будущей специальностью?

– Я думаю, да. Собираюсь стать врачом и уже на профессиональном уровне изучать возможности глинотерапии.

Семикласснику Никите Бражникову повезло и с педагогом, и с родителями. Его мама Татьяна Анатольевна – преподаватель центра детского творчества, лепит из глины в технике дымковской игрушки, а дядя Иван собирает гжельскую. Никита же с помощью педагога скрупулезно воспроизводит весь древний технологический процесс изготовления керамической посуды. «Способы изготовления глиняных изделий в древности» – так называется научно-исследовательская работа подростка.

– Мой первый горшок вышел кособоким, вы бы его видели! Но ведь тот же кувшин мало просто вылепить. Надо скопировать, реконструировать то, что делал мастер тысячи лет назад, – рассказывает о себе Никита. – Меня, например, больше всего удивляет даже не то, что дошли до наших дней керамические фрагменты, а то, что находятся они в древних городищах на территории моего родного района.

Всё пытаюсь в этом царстве диковинных лесов и удивительных игрушек отыскать гончарный круг. В этом классе его нет. А стилизованный под древность сосуд Никита сделал простейшим способом, когда комочек глины мастер принимает центром будущего кувшина и идет от него, накладывая и сглаживая места соединений, жгут за жгутом. Простейшее ручное устройство, не похожее на ножной круг, юноша все же использовал. Но сейчас вместе с папой и педагогом центра детского творчества Иваном Некрасовым они взялись изготовить «взрослый» ножной гончарный круг.

Сосуды, которые лепят Никита Бражников и Марина Иванова, кажутся мне странными. У них нет привычного плоского дна – либо сферическое, либо конусовидное.

– Это потому, что в древнем жилище столов не было, – поясняет Марина Александровна. – Такой кувшин устанавливали в специальную выемку, если для хранения продуктов – то в землю, если для приготовления пищи – то в кострище. Посуду ставили на прогоревшие угли, на открытом огне ее рвет, хотя в нашей муфельной печи я и прожигаю изделия при 850 градусах.

Одним словом и не назовешь стиль, в котором работают мастер и ее ученики. Здесь, в уникальном пространстве, рядом с копиями древних сосудов и игрушками обитает некто, давший, как полагают местные краеведы, название райцентру, – медведь Шелаб. Семикрылое существо,  трактуемое в мифологии широко, от образа праматери до темной стороны души человеческой. Что в ней возобладает, тьма или свет, зависит от художника, работающего с глиной.

Фоторепортаж