Любимые образы

17:00, 16 сентября 2015г, Культура 1987


1
1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Что общего между музейной выставкой «Родного города черты», посвященной 285-летию Барнаула, экспозицией новосибирского фотографа Эдуарда Левена в «Туриной горе» и выставкой анималистики в галерее Щетининых? Почти без натяжки большинство представленных работ можно считать… портретами. Портретами нежно любимых городских улиц, животных или даже таинственных растений.

Родной и неузнаваемый

Выставка «Родного города черты» работает с конца августа, и это уже девятая по счету музейная экспозиция, посвященная образу Барнаула. Первая такая тематическая выставка, как вспоминает директор Художественного музея Инна Галкина, состоялась в 1980 году (нетрудно подсчитать, что посвящена она была 250-летию краевой столицы). Тогда сотрудникам ГХМАК не удалось набрать работ на целый зал из одних только музейных фондов и к участию пригласили художников. Для музейщиков это стало сигналом к целенаправленному формированию темы «Барнаул в творчестве алтайских художников», но и сами авторы стали обращаться к жанру городского пейзажа гораздо чаще. Так что сейчас коллекция ГХМАК, посвященная этой теме, очень значительна. Убедиться в этом помогла недавняя презентация музейного каталога – он, к сожалению, существует пока только в электронном виде, но в свое время, надеются искусствоведы, будет отпечатан в типографии. На более чем 300 виртуальных страницах представлены 244 произведения с видами Барнаула, созданные 70 алтайскими авторами.

– Самая ранняя работа – пейзаж Андрея Никулина «Последние лучи. Барнаул» 1907 года, – рассказал на презентации издания один из кураторов экспозиции старший научный сотрудник сектора «Отечественное искусство» Александр Федотов. – В каталоге можно увидеть и еще одну работу начала прошлого века – графическую, 1917 года, она была подарена нам в 2002 году внучатой племянницей художника и вскоре отреставрирована. Мы представляем биографии авторов и их работы с кратким описанием: название, размеры, год поступления в музей, а также выставки, в которых произведение участвовало.

В каталоге, как и на самой выставке, можно увидеть барнаульские виды уже начиная с 40-х годов XX века – как раз в то время был основан Союз художников Алтая, а люди, стоявшие у его истоков, как раз недавно закончили свое профессиональное образование. Работы Ивана Харина или Михаила Жеребцова искусствоведы называют настоящей летописью Барнаула. «Здесь показана Октябрьская площадь в 1949 году, и мы можем представить себе, как она застраивалась. А еще Михаил Федорович запечатлел здесь самый первый барнаульский трамвай, запущенный годом ранее», – рассказывает Александр Федотов о картине Михаила Жеребцова. Этот пейзаж вызывает странное чувство, ведь одну из центральных городских площадей на нем просто невозможно узнать. Как не узнать и улицу Молодежную на маленьком этюде Прокопия Щетинина: похоже, в начале 60-х ее главной достопримечательностью была огромная лужа, окруженная деревянными домиками.

Михаил Будкеев, Геннадий Борунов, Альфред Фризен, Леопольд Цесюлевич, Алексей Дрилёв – вот далеко не полный список последовательных и внимательных летописцев нашего города. Их работ в собрании Художественного музея очень много – как больших полотен, так и стремительных этюдов, точно поймавших мимолетное настроение, знакомое каждому горожанину.

Экспозиция сейчас занимает почти все помещения временного музейного здания. В ней можно увидеть город, умытый дождем (дивный акварельный пейзаж Алексея Югаткина 70-х годов), задумчивые зимние закаты («Барнаул. Октябрьская площадь» Владимира Добровольского, 1981 год), старые деревянные домики и новые кварталы (серия пастелей Леопольда Цесюлевича 60-х годов). Разумеется, присутствует Барнаул наших дней, запечатленный Сергеем Дедовым, Андреем Арестовым, Василием Куксой.

Живописец Альфред Фризен, без которого подобную экспозицию невозможно помыслить, рассказал нам: «Я переехал в Барнаул в начале 80-х и работал в кинотеатре «Пионер» – писал афиши. Я всегда любил городской пейзаж, а тут все самое интересное оказалось рядом, так что многие вещи я сделал по пути: пошел на обед – порисовал, потом вернулся с этюдником и написал... Когда-то мне больше нравился старый деревянный Барнаул – в нем есть своя прелесть, и жаль, что он не получил особой поддержки властей. Ну а сейчас меня занимает наша современная архитектура, которую уже не возьмешь средствами реалистического пейзажа, так что я с удовольствием экспериментирую с формой».

Философия подлинности

Юбилею Барнаула посвятили выставку и в «Туриной горе», хотя как раз города на этих фотографиях новосибирца Эдуарда Левена нет совсем. Экспозиция «Восточный ветер в ночь полной луны» представляет серию удивительных ночных снимков… растений.

С арт-фотографом Эдуардом Левеном, живущим в Новосибирске, с удовольствием сотрудничают известные московские галереи, были у него выставки и в Европе. Много лет назад он начал фотографировать природу Алтая, ну а то, что он делает сейчас, организаторам данной выставки напоминает «синтез дзенской живописи и поэзии».

– Я всю жизнь увлекаюсь Востоком, – объяснял художник на вернисаже. – И, как известно, в китайском искусстве есть понятие пустоты – в работах восточных авторов всегда много пустого пространства.

На фотографиях Эдуарда Левена роль многозначительной пустоты играет ночная кромешная тьма. И из этой черноты (или потусторонней синевы) проступает тайная жизнь крошечных листиков и былинок, которые, кажется, подсвечены не вспышкой фотоаппарата, а собственным внутренним сиянием. Словом, если вы ищете философскую фотографию, то это именно она: «Портрет дерева в окружении реликтовых папоротников», «Медные листья осени», «На семи ветрах», «Я здесь» – это одинокие ветви и навсегда зафиксированная в странном поклоне трава. Эдуард Левен рассказывал, что собрал эту серию буквально за год. Впоследствии он пробовал продолжить тему, но счел правильным не возвращаться к ней.

– Мне хочется сказать автору простое слово «спасибо»! Некоторые вещи попадают прямо в сердце, – призналась на открытии экспозиции известная барнаульская художница Елена Волкова, которая тоже в своем творчестве обращается к восточной эстетике и метафизике. – Эти работы я ощущаю как глубокую подлинность, так что мне совершенно понятно, почему такая плодотворная идея, которая нравилась и самому автору, и его зрителям, не захотела длиться: это трепетное чувство подлинности, которое уходит, чтобы смениться чем-то иным. Здесь человек не смотрит, а всматривается, не думает, а вдумывается. Здесь на нас смотрит глубина.

Редкие звери

Галерея Щетининых продолжает серию тематических проектов экспозицией «На земле, в воде и в небе». Выставки анималистического жанра – большая редкость не только для нашего региона, и это само по себе повод зайти в галерею. Учтите также разнообразие видов и техник (кроме живописи, графики и скульптуры представлены также керамика, батик и даже гобелен) и список участников, насчитывающий более 40 человек, и вы поймете, что пропустить это событие никак нельзя!

Со стен и из витрин на зрителя смотрят не только домашние любимцы – коты и собаки, но и слоны, керамические рыбы и медведи, задумчивые носороги, лихие совы, выложенные в технике коллажа из швейной фурнитуры, а еще зебры, бабочки, зайчики и попугайчики, пучеглазые хамелеоны, коалы и поющие суслики… Учитывая небольшие размеры выставочного зала, это, похоже, самая густонаселенная выставка, которая здесь когда-либо проходила.

Как признаются хозяева галереи, организовать такую экспозицию было очень непросто. Впрочем, результат того стоил: кроме всего прочего, выставка дает возможность вспомнить известных алтайских мастеров недавнего прошлого (Федор Торхов, Владимир Федосов, Борис Босько) и познакомиться с интересными молодыми авторами. Некоторые произведения попали в экспозицию из личного собрания художников Щетининых, как, например, композиция «Север» московского керамиста уроженца Алтая Юрия Капустина или стильная «Рыба» безвременно ушедшего из жизни скульптора и керамиста Олега Копылова. Кто-то предстает в совершенно неожиданном качестве, как известный искусствовед и учитель искусствоведов Тамара Степанская, которой принадлежит серия наивных карандашных портретов спасенных котов. Не оказались чужими в этом милом «зоопарке» и глиняные зверушки, слепленные в разные годы учащимися барнаульской художественной школы № 2 под руководством Татьяны Дедовой.

Фоторепортаж