В Барнауле прошел творческий вечер народной любимицы Ирины Купченко

15:16, 21 июля 2023г, Культура 640


В Барнауле прошел творческий вечер народной любимицы Ирины Купченко Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

На сцене краевого театра драмы 19 июля состоялся творческий вечер народной артистки РСФСР Ирины Купченко.

Гостья Шукшинских дней на Алтае уже выходила на эти подмостки в 2021 и 2022 годах – в спектаклях Римаса Туминаса «Евгений Онегин» и «Война и мир» во время гастролей Вахтанговского театра.

Ирина Петровна рассказала своим поклонникам о роли удачи в судьбе, о любимых партнерах по сцене и фильмам, а еще о съемках в Эрмитаже, творческой зависти и, конечно, о супруге – народном артисте Василии Лановом, ушедшем из жизни в 2021 году. Мы публикуем выдержки из ее выступления.

О празднике вопреки всему

– Я из театра Вахтангова, скоро будет 52 года, как я в нем. Мы объездили с ним весь мир, всю Россию. Начало театра отсчитывается от дня премьеры спектакля «Турандот» в 1921 году. Накануне Евгений Багратионович Вахтангов провел ночную генеральную репетицию, которая закончилась утром. Но на премьеру встать с постели уже не мог – он был смертельно болен. Вечером после премьеры об оглушительном успехе ему рассказали его актеры.

Мы каждый год приходим на Новодевичье кладбище – актеры, сотрудники театра, кладем цветы к его могиле. И каждый раз одна и та же мысль: как это получилось? Была крошечная студия, самодеятельный драматический кружок, которых в каждом городе много. Студийцы были обычными людьми, которые любили театр, и только несколько человек были учениками Станиславского. И этот кружок превратился в коллектив, который просуществовал сто лет и сегодня считается одним из лучших театров России, а по 98-процентной посещаемости он на первом месте!

Вот говорят: «вахтанговский артист», «вахтанговский спектакль». Что это значит? Если говорить о моем понимании… Ну вот, представьте, 1921 год: голод, холод, разруха, преступность. Гражданская война! Люди приходят в студийный театр на спектакль. Сидят в пальто, потому что помещение не топится, голодные. Открывается занавес – и на сцену выходят тоже голодные и замерзшие, но артисты: женщины в вечерних платьях с декольте, мужчины во фраках. И играют жизнеутверждающую сказку о любви, о победе правды над ложью, добра над злом. И зрители в зале забывают, что там на улице, им жить хочется! Любить, бороться и побеждать. И то, что на сцене, дает им силы все это осуществить. Это принцип Вахтанговского театра. У нас очень разные спектакли, но внутреннее ощущение праздника есть даже когда ты играешь самую страшную греческую трагедию. Вот театр – это праздник, и он для зрителя.

О случае

– Везде человеку нужна удача, кем бы он ни был. В жизни, любви, работе, ну во всем. Но, наверное, ни в какой другой профессии она не играет такую решающую роль, как в актерской. Очень много в России гениальных артистов, которые известны у себя, но им не повезло сняться в кино – как правило, оно дает самую широкую рекламу. А я попала в кино случайно, на первом курсе Щукинского училища. Мы все подрабатывали участием в массовках, тогда три рубля, что ли, платили за съемочный день. С ребятами с курса мы пошли на «Мосфильм» договариваться, должны были зайти в какую-то комнату, скажем, 210-ю, а я ошиблась дверью и зашла в 209-ю. И в это время какая-то женщина в комнате говорит: «Девушка, подождите, зайдите на секунду! Вы не хотите попробоваться на роль Лизы Калитиной в фильме «Дворянское гнездо» режиссера Кончаловского?» Вот не зайди я в эту комнату, я бы не сыграла в нем, а тогда бы не попала и в фильм «Дядя Ваня». И даже, может быть, вообще в кино!

Иннокентий Смоктуновский, с которым я очень дружила, переехал в Петербург в театр к Товстоногову и играл там маленькие роли – хорошо, но незаметно. Когда они должны были начинать репетиции спектакля «Идиот», помощница Товстоногова сказала: «Обратите внимание вот на этого актера, у него глаза Мышкина». Ну, он обратил внимание, и Смоктуновский сыграл Мышкина гениально. А вот не скажи она – играл бы кто-то другой, а его бы так и не заметили.

О методе Андрея Кончаловского

– Я у Кончаловского в пяти картинах снималась. Мне, конечно, повезло сразу попасть к талантливому человеку. Как ни странно, чем талантливее у тебя партнер, тем лучше ты играешь. Сознательно или бессознательно поднимаешься выше себя. А я играла – ну, с гениальными актерами. В «Дяде Ване» были Сергей Бондарчук, Кеша Смоктуновский, Николай Пастухов.

Кончаловский долго думал, как снимать, в какой стилистике. Когда он работал с актером, то очень интересно настраивал, создавал атмосферу. И актер был пропитан этими образами: «Вот представь, ты сидишь, а за окном дождь. И вот коляска, в которой уезжает человек, которого ты любишь, она удаляется, стук колес…» – и в тебе возникает то, что нужно сыграть. И он все время читал нам стихотворение Пастернака: «Мне снилась осень в полусвете стекол, друзья и ты в их шутовской гурьбе».

В этом фильме – окна, стекла, в них отражается плачущий человек, а с другой стороны отражается дерево, капли дождя, и ты не понимаешь, это слезы или дождь? Первые фильмы Кончаловского были революционными, многие потом им подражали, снимая не буквально, в бытовом смысле, а так же отстраненно, как бы листая страницы романа.

О Миронове

– Есть люди, которых не заменить. Как можно заменить Андрюшу Миронова? Многие поют, танцуют, он тоже был ничего особенного, но такого очарования ни у кого больше нет, и как он это делал, непонятно. Я с ним снималась в «Обыкновенном чуде», а потом в фильме «Назначение», там у него серьезная роль. Он очень волновался, так старался, репетировал – он же прекрасный театральный актер, очень профессиональный человек. Я говорю: «Андрюша, тебя обожает вся страна, что ты волнуешься?» А он отвечает: «Понимаешь, я всю жизнь получал роли каких-то обормотов, мелких мошенников, а я другой и хочу сыграть это». Он в жизни был такой же легкий и обворожительный, как на экране. Но мы же не знаем, что у каждого из нас в душе. Вот было что-то, что ему хотелось выразить. И как я рада, что остался фильм, в котором Андрюшина душа, его человеческое содержание.

О бесстрашном Лановом

– Как ни странно, с Василием Семёновичем Лановым мы снимались вместе всего два раза. В фильме «Странная женщина» он играл моего любовника, причем режиссер Юлий Райзман спросил, не возражаю ли я. И вот сцена, где мы с любовником просыпаемся в постели. А его для съемки одели в такую полосатую советскую пижаму (усмехается). Я говорю: «Ну, Юлий Яковлевич, это же не муж, а любовник, чтобы в пижаме». А он отвечает: «А в чем же?!»

Знаете, Василий Семёнович прожил очень яркую содержательную жизнь, много играл в театре. Я часто думала, как так получилось? Он ведь из очень бедной семьи. Родился в бараке завода ЗИЛ, где были рабочими его родители, в январе. Было холодно, и мама его рожала в валенках. Он говорил, многие его одноклассники были по тюрьмам, а он окончил школу с золотой медалью, поступил в институт, стал народным артистом СССР. И всегда говорил, что все, что у него в жизни есть, ему дала страна.

Ребенком в войну он попал в оккупацию на Западной Украине, на границе с Румынией. Там шла гражданская жизнь, школа работала, и однажды на уроке учитель велел закрыть дверь на стул и прочитал детям «Как закалялась сталь». Наверное, эта книжка, Павка Корчагин сформировали сознание и идеологию ребенка.

Вася был абсолютно бесстрашный, не прогибался ни перед кем, не заискивал, не лгал – ни себе, ни в ролях, ни в жизни. И никогда не изменял своим идеалам. Он страшно любил свою страну, прославлял ее. А все, что происходило в социальной жизни, воспринимал как личное. И нет такого кадетского училища, в котором бы он не выступал. Когда ему предложили стать председателем совета «Бессмертного полка», он сразу же согласился, и полтора года ездил по всей стране, рассказывая об этой акции.

О любопытстве

– Драматическому актеру не надо много рассказывать о себе. Когда вы приходите на «Гамлета» в театр, вам не нужно знать, почему он развелся с третьей женой и каким кремом пользуется, это помешает воспринимать его образ. А журналисты все спрашивают про личную жизнь: «Это зрителю интересно». Ну, интересно, но вредно!

Фоторепортаж