В Барнауле прошел творческий вечер народной любимицы Ирины Купченко
15:16, 21 июля 2023г, Культура 640
Фото Андрей КАСПРИШИН
На сцене краевого театра драмы 19 июля состоялся творческий вечер народной артистки РСФСР Ирины Купченко.
Гостья Шукшинских дней на Алтае уже выходила на эти подмостки в 2021 и 2022 годах – в спектаклях Римаса Туминаса «Евгений Онегин» и «Война и мир» во время гастролей Вахтанговского театра.
Ирина Петровна рассказала своим поклонникам о роли удачи в судьбе, о любимых партнерах по сцене и фильмам, а еще о съемках в Эрмитаже, творческой зависти и, конечно, о супруге – народном артисте Василии Лановом, ушедшем из жизни в 2021 году. Мы публикуем выдержки из ее выступления.
О празднике вопреки всему
– Я из театра Вахтангова, скоро будет 52 года, как я в нем. Мы объездили с ним весь мир, всю Россию. Начало театра отсчитывается от дня премьеры спектакля «Турандот» в 1921 году. Накануне Евгений Багратионович Вахтангов провел ночную генеральную репетицию, которая закончилась утром. Но на премьеру встать с постели уже не мог – он был смертельно болен. Вечером после премьеры об оглушительном успехе ему рассказали его актеры.
Мы каждый год приходим на Новодевичье кладбище – актеры, сотрудники театра, кладем цветы к его могиле. И каждый раз одна и та же мысль: как это получилось? Была крошечная студия, самодеятельный драматический кружок, которых в каждом городе много. Студийцы были обычными людьми, которые любили театр, и только несколько человек были учениками Станиславского. И этот кружок превратился в коллектив, который просуществовал сто лет и сегодня считается одним из лучших театров России, а по 98-процентной посещаемости он на первом месте!
Вот говорят: «вахтанговский артист», «вахтанговский спектакль». Что это значит? Если говорить о моем понимании… Ну вот, представьте, 1921 год: голод, холод, разруха, преступность. Гражданская война! Люди приходят в студийный театр на спектакль. Сидят в пальто, потому что помещение не топится, голодные. Открывается занавес – и на сцену выходят тоже голодные и замерзшие, но артисты: женщины в вечерних платьях с декольте, мужчины во фраках. И играют жизнеутверждающую сказку о любви, о победе правды над ложью, добра над злом. И зрители в зале забывают, что там на улице, им жить хочется! Любить, бороться и побеждать. И то, что на сцене, дает им силы все это осуществить. Это принцип Вахтанговского театра. У нас очень разные спектакли, но внутреннее ощущение праздника есть даже когда ты играешь самую страшную греческую трагедию. Вот театр – это праздник, и он для зрителя.
О случае
– Везде человеку нужна удача, кем бы он ни был. В жизни, любви, работе, ну во всем. Но, наверное, ни в какой другой профессии она не играет такую решающую роль, как в актерской. Очень много в России гениальных артистов, которые известны у себя, но им не повезло сняться в кино – как правило, оно дает самую широкую рекламу. А я попала в кино случайно, на первом курсе Щукинского училища. Мы все подрабатывали участием в массовках, тогда три рубля, что ли, платили за съемочный день. С ребятами с курса мы пошли на «Мосфильм» договариваться, должны были зайти в какую-то комнату, скажем, 210-ю, а я ошиблась дверью и зашла в 209-ю. И в это время какая-то женщина в комнате говорит: «Девушка, подождите, зайдите на секунду! Вы не хотите попробоваться на роль Лизы Калитиной в фильме «Дворянское гнездо» режиссера Кончаловского?» Вот не зайди я в эту комнату, я бы не сыграла в нем, а тогда бы не попала и в фильм «Дядя Ваня». И даже, может быть, вообще в кино!
Иннокентий Смоктуновский, с которым я очень дружила, переехал в Петербург в театр к Товстоногову и играл там маленькие роли – хорошо, но незаметно. Когда они должны были начинать репетиции спектакля «Идиот», помощница Товстоногова сказала: «Обратите внимание вот на этого актера, у него глаза Мышкина». Ну, он обратил внимание, и Смоктуновский сыграл Мышкина гениально. А вот не скажи она – играл бы кто-то другой, а его бы так и не заметили.
О методе Андрея Кончаловского
– Я у Кончаловского в пяти картинах снималась. Мне, конечно, повезло сразу попасть к талантливому человеку. Как ни странно, чем талантливее у тебя партнер, тем лучше ты играешь. Сознательно или бессознательно поднимаешься выше себя. А я играла – ну, с гениальными актерами. В «Дяде Ване» были Сергей Бондарчук, Кеша Смоктуновский, Николай Пастухов.
Кончаловский долго думал, как снимать, в какой стилистике. Когда он работал с актером, то очень интересно настраивал, создавал атмосферу. И актер был пропитан этими образами: «Вот представь, ты сидишь, а за окном дождь. И вот коляска, в которой уезжает человек, которого ты любишь, она удаляется, стук колес…» – и в тебе возникает то, что нужно сыграть. И он все время читал нам стихотворение Пастернака: «Мне снилась осень в полусвете стекол, друзья и ты в их шутовской гурьбе».
В этом фильме – окна, стекла, в них отражается плачущий человек, а с другой стороны отражается дерево, капли дождя, и ты не понимаешь, это слезы или дождь? Первые фильмы Кончаловского были революционными, многие потом им подражали, снимая не буквально, в бытовом смысле, а так же отстраненно, как бы листая страницы романа.
О Миронове
– Есть люди, которых не заменить. Как можно заменить Андрюшу Миронова? Многие поют, танцуют, он тоже был ничего особенного, но такого очарования ни у кого больше нет, и как он это делал, непонятно. Я с ним снималась в «Обыкновенном чуде», а потом в фильме «Назначение», там у него серьезная роль. Он очень волновался, так старался, репетировал – он же прекрасный театральный актер, очень профессиональный человек. Я говорю: «Андрюша, тебя обожает вся страна, что ты волнуешься?» А он отвечает: «Понимаешь, я всю жизнь получал роли каких-то обормотов, мелких мошенников, а я другой и хочу сыграть это». Он в жизни был такой же легкий и обворожительный, как на экране. Но мы же не знаем, что у каждого из нас в душе. Вот было что-то, что ему хотелось выразить. И как я рада, что остался фильм, в котором Андрюшина душа, его человеческое содержание.
О бесстрашном Лановом
– Как ни странно, с Василием Семёновичем Лановым мы снимались вместе всего два раза. В фильме «Странная женщина» он играл моего любовника, причем режиссер Юлий Райзман спросил, не возражаю ли я. И вот сцена, где мы с любовником просыпаемся в постели. А его для съемки одели в такую полосатую советскую пижаму (усмехается). Я говорю: «Ну, Юлий Яковлевич, это же не муж, а любовник, чтобы в пижаме». А он отвечает: «А в чем же?!»
Знаете, Василий Семёнович прожил очень яркую содержательную жизнь, много играл в театре. Я часто думала, как так получилось? Он ведь из очень бедной семьи. Родился в бараке завода ЗИЛ, где были рабочими его родители, в январе. Было холодно, и мама его рожала в валенках. Он говорил, многие его одноклассники были по тюрьмам, а он окончил школу с золотой медалью, поступил в институт, стал народным артистом СССР. И всегда говорил, что все, что у него в жизни есть, ему дала страна.
Ребенком в войну он попал в оккупацию на Западной Украине, на границе с Румынией. Там шла гражданская жизнь, школа работала, и однажды на уроке учитель велел закрыть дверь на стул и прочитал детям «Как закалялась сталь». Наверное, эта книжка, Павка Корчагин сформировали сознание и идеологию ребенка.
Вася был абсолютно бесстрашный, не прогибался ни перед кем, не заискивал, не лгал – ни себе, ни в ролях, ни в жизни. И никогда не изменял своим идеалам. Он страшно любил свою страну, прославлял ее. А все, что происходило в социальной жизни, воспринимал как личное. И нет такого кадетского училища, в котором бы он не выступал. Когда ему предложили стать председателем совета «Бессмертного полка», он сразу же согласился, и полтора года ездил по всей стране, рассказывая об этой акции.
О любопытстве
– Драматическому актеру не надо много рассказывать о себе. Когда вы приходите на «Гамлета» в театр, вам не нужно знать, почему он развелся с третьей женой и каким кремом пользуется, это помешает воспринимать его образ. А журналисты все спрашивают про личную жизнь: «Это зрителю интересно». Ну, интересно, но вредно!