«Елки, палки, оливье»: в Барнауле открылся первый плейбэк-театр

11:14, 30 декабря 2019г, Культура 2365


1
1

Он создан силами самодеятельного коллектива любителей театральных импровизаций «Анапаит». Руководит проектом Татьяна Калашникова.

Что это такое

Плейбек-театр - это форма театра импровизации, где зрители рассказывают личные истории, а актёры превращают их в художественное произведение на сцене. Название происходит от сокращения фразы «We are playing your stories back to you» (рус. - «Мы играем ваши истории, возвращая их вам»), которой первые плейбек-актёры описывали зрителям представление нового вида (формы) импровизационного театра.

От обычного театра плейбэк отличается спонтанностью. Если в театре есть режиссер, сценарий, декорации и репетиции, то в плэйбэке – чистая импровизация.

Актеры, что называется, здесь и сейчас создают идеи, сразу же их подхватывают и развивают. Истории они слышат впервые, не зная, чем в очередной раз поделятся гости, и что они расскажут. Выслушав внимательно историю, пять человек – четыре актера и музыкант – с нуля создают мини-спектакль на несколько минут.

«Я два года жила в Краснодаре и там познакомилась с плейбэком как с жанром. Училась этому целый год и полюбила его настолько, что с Юга, помимо камней, которыми увлекается мой сын (не зря театр называется «Анапаит»), я привезла идею создания плейбэка. Без этого, в общем-то, мое существование здесь бессмысленно. Это был вынужденный возврат, поэтому нужно было создать пространство, в котором можно жить, дышать и что-то делать. Поскольку плейбэк – это коллективное искусство, необходимо было собрать единомышленников. Я нередко участвую в театральных проектах Александра Савина, артиста Алтайского театра драмы. Предложила ему эту идею. Саша согласился и помог собрать группу. На первую встречу пришло 20 человек, а сейчас нас 12. В таком составе мы существуем уже три месяца…», - рассказала Татьяна Калашникова:

Как это выглядит

Сцена, четыре актера, одетые полностью в черное и один музыкант. Ведущий задает тему, а следом рассказчик делится своей личной историей. Напротив сцены – зрительный зал, где располагаются все, кто хочет рассказать историю или просто посмотреть на необычный перфоманс.

К Новому году тема звучала так: «Елки, палки, оливье». На репетиции мы тоже поделились своими небольшими новогодними рассказами, которые ассоциируются с заданной темой: кто-то говорил о грустном опыте, кто-то о веселом. Выслушать готовы все. Тут же рассказ превратился в импровизированную сцену – актеры начинают воспроизводить события.

Вот мы наблюдаем миниатюру, как один из рассказчиков остался в новогоднюю ночь совсем один. Актеры стараются отобразить эмоции одинокого человека, воссоздать детали ситуации, а в конце сцены – в знак уважения – они смотрят рассказчику в глаза. Дальше актеры показывают воспоминание следующей героини о том, как в детстве родители «выкручивались», лишь бы ребенок верил, что подарок, действительно, от Деда Мороза.

Играют все!

Играют не профессионалы, а люди совершенно разных профессий, возрастных категорий и социального статуса. В общем, играть может любой желающий, если есть мотивация учиться.

«Мы постоянно приглашаем к себе зрителей: они приходят, садятся на границе между зрительным залом и сценой. На этой границе и происходит взаимодействие: встречаются актеры, и встречаются зрители. И хоть граница условная, после этого люди проще приходят к нам, разговаривают с нами, строится доверие», – говорит Татьяна.

Как попасть?

Как попасть в плейбэк-театр и какими качествами нужно, прежде всего, обладать? Главное, это смелость и желание выйти на сцену, чтобы начать творить. Все остальное, как правило, придет со временем. Нарабатываются навыки импровизации, постановка голоса, работа с телом – актерским данным можно научиться. Но без способности слышать других людей, человек вряд ли приживется в плейбэк-театре, ведь это командная работа и, по словам Татьяны, если кто-то «выпячивается», не слышит никого другого, то все рушится.

Кстати, смелостью стоит обладать не только актеру, но и зрителю-рассказчику. Зритель – полноправный участник творческого процесса в плейбэк-театре. И мы это почувствовали на себе. Его роль в перфомансе заключается в том, чтобы выйти и поделиться своей историей. Для этого нужно немного набраться духу. Но не стоит переживать, атмосфера строится доверительная. Для кого-то рассказать один из эпизодов своей жизни – шаг к смелости, а для других важно быть услышанным. Это похоже на разговор с другом или даже с психологом, просто в необычной форме. Возможно, что это поможет пережить ситуацию, если рассказанная история тревожила вас долгое время.

Рассказы о личном

Аня, участница перформанса, рассказчик:

- Я рассказывала про моего умершего друга. Конечно, когда ты рассказываешь о личном – это тяжело, но это нужно тебе самому, прежде всего. Мне это тогда помогло и становилось легче. «Наш» плейбэк еще только начинает развиваться и людей гораздо меньше, чем у новосибирского аналога. На одном из спектаклей я вышла первая, чтобы поддержать стесненных зрителей и помочь себе. Быть рассказчиком – это желание. Я захотела, вышла. Это по-своему трудно и ты переступаешь через себя. Рассказывая свою историю на плейбэке, нужно подумать о том, что это может помочь и другим зрителям. Возможно, они узнают в этом себя, и им станет легче. Это может стать дополнительной мотивацией, чтобы справиться со своим стеснением.

 Где посмотреть

«Анапаит» провели уже три открытых и два закрытых перфоманса. Открытые проводятся в Крепостном театре на ул. Льва Толстого, 31. Закрытые – в самых различных организациях: например, один из перформансов был безвозмездно проведен в Алтайской краевой специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих.

София КОЧУБЕНКО

 
Фоторепортаж