Барнаульский композитор открывает секрет взрывного интереса к произведениям сибирских авторов

12:40, 19 декабря 2018г, Культура 3436


1
1

Приятно и удивительно, что музыка, создаваемая композиторами Сибири, все больше привлекает внимание профессиональных исполнителей России и мира, уверенно завоевывает симпатии публики, становится предметом изучения и глубокого анализа. Барнаульский композитор, член Союза композиторов России, участница IV Сибирского фестиваля современной музыки, феерично завершившегося в Красноярске 16 декабря, Ольга Дюжина проливает свет на секрет взрывного интереса к произведениям сибирских авторов.

- Ольга Александровна, действительно ли двадцатилетие потерь позади?

-  Провал девяностых, безусловно, сказался и на нашей сфере. Сейчас ситуация меняется к лучшему. Всероссийская общественная организация «Союз композиторов России», объединяющая профессиональных композиторов и музыковедов из 48 регионов Российской Федерации, ежегодно проводит ряд творческих мероприятий для композиторов, а также оказывает неоценимую поддержку молодым авторам. Активно развиваются его региональные организации, прежде всего красноярская, членом которой имею честь быть. С 2016 года я была в нее принята, и с этого момента стала участником всех творческих мероприятий. Например, в 2017 году состоялся выездной пленум Красноярской организации в г. Томске, где прошли два больших концерта камерной и симфонической музыки.

Благодаря активной деятельности ее председателя Владимира Пономарева, талантливого композитора, профессора кафедры теории музыки и композиции Сибирского государственного института искусств, члена Союза композиторов России, региональное отделение стало весьма заметным и значимым в масштабах Сибири и России в целом. Пристальное внимание Владимира Валентиновича к творчеству молодых композиторов играет решающую роль в судьбе наших произведений. 

- Что именно лично вы делаете для популяризации творчества сибирских композиторов?

- Как и в прежние годы, в 2018-м у меня был очень плотный, насыщенный график. Как педагог я преподаю теоретические дисциплины и предмет «Композиция» в Барнаульской школе искусств № 4. Дважды посетила Новосибирскую консерваторию и выступила на двух всероссийских конференциях с международным участием с докладами о музыке сибирских композиторов. В этом году завершила свой девятилетний труд – «Хрестоматию по сольфеджио на материале музыки сибирских композиторов» для студентов высших и средних музыкальных учебных заведений и подготовила его к публикации. Я представляла Россию на престижных III и IV Международных форумах-фестивалях в Белоруссии, имеющих государственный статус. В апреле 2019 года вновь готовлюсь ехать в Белоруссию уже на V (юбилейный) Международный форум.

Только что я вернулась из Красноярска с IV Сибирского фестиваля современной музыки, посвященного 35-летию основания Красноярской региональной организации Союза композиторов России. Он называется «сибирским», но, по статусу - международный. В этом году в нем принимали участие гости из многих городов России, Италии, Испании, США. На фестивале состоялись две моих премьеры – прозвучала пьеса «Случайная встреча» в исполнении оркестра русских народных инструментов (художественный руководитель и главный дирижер – лауреат I Всероссийского конкурса дирижеров русских оркестров, главный дирижер Красноярского музыкального театра, доцент Валерий Шелепов) и два хора из цикла на стихи Ивана Бунина в исполнении  хора студентов Сибирского государственного института искусств им. Д.А. Хворостовского (руководитель Екатерина Баулина). Также я стала членом международного  жюри V Открытого краевого конкурса юных исполнителей сочинений композиторов Красноярья.

- Ольга Александровна, накануне IV Сибирского фестиваля современной музыки председатель совета Союза композиторов России Алексей Рыбников отметил, что это «яркое, многогранное и эмоциональное явление, которое играет заметную роль в культурной жизни региона и всей России». Вы ощутили это, побывав в Красноярске?

- Безусловно, это так, и даже более. Среди гостей этого праздника музыки были блистательные представители не только Сибири, России, но и зарубежья, т. е. фестиваль значим и для международной культурной жизни. Какие имена, какие личности собрал Красноярск! Это члены Союза композиторов России: Антон Танонов, композитор, заведующий кафедрой композиции и импровизации Санкт-Петербургской консерватории; Анатолий Цукер - музыковед, заслуженный деятель искусств РФ, кавалер ордена Дружбы, лауреат премии СК России имени Д.Д. Шостаковича, доктор искусствоведения, профессор, председатель правления Ростовской организации Союза композиторов России; Андрей Попов, композитор, лауреат премии Союза композиторов РФ, заведующий кафедрой композиции Новосибирской государственной консерватории, член Союза кинематографистов РФ; Екатерина Приходовская, композитор, музыковед, кандидат искусствоведения. Фестиваль подарил незабываемые встречи и творческую работу с Ричардом Камероном-Вульфом – композитором, пианистом, преподавателем теории музыки, истории и композиции, профессором (США), Владимиром Росинским – известным выпускником Сибирского государственного института искусств, членом композиторских ассоциаций Австрии и Испании, ныне постоянно работающим в Испании, и дирижером Люисом Ланцарини (Италия).

- Что еще поразило вас на фестивале?

- Очень почетно было для меня стать членом международного жюри V Открытого краевого конкурса юных исполнителей сочинений композиторов Красноярья, наряду с профессорами Сибирского института искусств им. Д. Хворостовского и американским коллегой – композитором, профессором и пианистом Ричардом Камероном-Вульфом.  Огромная значимость данного мероприятия не только в рамках фестиваля, это популяризация и пропаганда музыки сибирских авторов, а также расширение педагогического репертуара. Из восьми территорий Красноярского края приняли участие более 60 детей, и они с огромным удовольствием исполнили  произведения современных им  авторов на разных музыкальных инструментах. К следующему, уже VI Открытому краевому конкурсу юных исполнителей, я подготовила свой сборник для детей с вокальной и фортепианной музыкой «Это ж я, Сережка!», которую исполнят учащиеся Красноярского края.

- Каким образом ваша хрестоматия популяризирует сибирских авторов, а главное, когда она увидит свет?

- Освоение музыки сибирских композиторов в курсе сольфеджио на разных ступенях музыкального образования - весьма актуальная и значимая задача. Многие сочинения представителей этой успешно развивающейся региональной композиторской школы, признанной не только в России, но и далеко за ее пределами, в настоящее время составляют золотой фонд отечественного музыкального искусства. Несомненно, знакомство с ними значительно расширит кругозор начинающих музыкантов. На сибирском материале они получат представление о богатстве и разнообразии интонационного и жанрового мышления современных композиторов, осваивая особенности их музыкального языка. Наконец, пропаганда музыки сибирских композиторов может рассматриваться и как важнейший компонент патриотического воспитания учащихся ДМШ, ссузов и вузов. Данное учебное пособие по сольфеджио ждут крупные музыкальные вузы и ссузы России и Белоруссии. Моя хрестоматия – первая работа подобного рода, включающая 100 фрагментов произведений сибирских композиторов середины XX – начала XXI века. В качестве учебного материала для сольфеджирования предлагаются фрагменты произведений А.Ф. Мурова, Г.Н. Иванова, Ю.И. Шибанова, Ю.П. Юкечева, Е.Н. Кравцова, С.И. Кравцова, Н. Лантуата, З.Л. Бляхера, Ю.Е. Ащепкова, К.М. Лакина, В.В. Пономарёва, О.А. Дюжиной и других сибирских авторов, многие из которых являются выпускниками Новосибирской консерватории. Хрестоматия будет опубликована в Санкт-Петербурге, в крупнейшем российском издательстве «Планета музыки», в первом полугодии 2019 года.

- Очевидно, что вы не зацикливаетесь только на своем творчестве. Это так важно  - знать творчество коллег по цеху?  

- Действительно, мы постоянно, а не только на форумах, много общаемся с композиторами, обмениваемся идеями, нотами, записями. Для меня как композитора, педагога, творческого человека через этот обмен открывается весьма интересный путь, поскольку я могу поработать с другими пластами. Очень помогает самый крупный в мире русскоязычный сайт академической музыки classica-online.ru, созданный в Санкт-Петербурге и модерируемый красноярцами. Я и мои коллеги находим здесь качественные записи, выкладываем свою музыку, совершенно бесплатно берем ноты, партитуры, общаемся и находим друг друга. Именно благодаря этому сайту я нашла Владимира Пешняка – алтайского композитора, в 90-е годы уехавшего в Москву. В настоящий момент он  известный российский автор, работает в Российской академии музыки им. Гнесиных в должности доцента. Столь же значимым для композиторского сообщества является сайт «Академическая музыка Сибири» (sibmus.info), работающий при поддержке Красноярского отделения Союза композиторов России.

- Ольга Александровна, публика сейчас становится свидетелем открытий в современной сибирской музыке. Как она принимает музыку молодых композиторов, их  новаторство и непривычные решения?

- Знаете, в этом вся соль. Нас принимают и понимают. Действительно, музыка современных авторов оригинальная, подчас экспериментальная, сложная даже для профессионалов, но, безусловно, талантливая. Концерты симфонической и камерной музыки длятся по два с половиной часа, но в залах нет свободных мест, и никто не уходит. Это в первую очередь говорит о том, что рядовые слушатели готовы, и ждут новую музыку. Современным композиторам кричат «Браво!», а после концертов происходят невероятные встречи и знакомства с людьми, которые продолжают следить за нашим творчеством на протяжении многих лет, пишут, звонят, готовы всегда помочь. Это так трогательно и дает импульс к дальнейшему развитию. Останавливаться нельзя, нужно наверстывать упущенные годы и восполнять пробелы.

- А насколько доступны для молодых авторов концертные залы, и заинтересованы ли исполнители в сотрудничестве с ними?

- Композитор должен слышать свою музыку не только в голове, но и на сцене, в исполнении профессиональных оркестров. Только тогда можно понять, получилось сочинение или нет. Компьютерные программы не позволяют достоверно услышать свою музыку, как это звучит в живом исполнении. Поэтому фестивали и форумы – это реальная возможность исполнить произведения авторов, ведь нам дается в распоряжение живой оркестр, хор или исполнительский ансамбль. На себе ощущаю, что запросов и предложений от исполнителей становится все больше. Я благодарю судьбу, что со Второго курса Новосибирской консерватории работаю с известными российскими дирижерами и оркестрами Новосибирска, Томска, Красноярска, Белоруссии и Барнаула. Исполнителями моих сочинений являются известные музыканты, лауреаты международных конкурсов и других различных премий и наград. С 2005 года моя музыка транслируется по радио ГТРК «Алтай», «Новосибирск», «Минск» (Белоруссия).  Может, у меня пока не так много произведений, но каждое исполнено публично. Я счастливый автор, потому что моя музыка звучит, и хочу пожелать, чтобы больше исполнялось  произведений каждого сибирского композитора.

Фото Ж.Хегай, И. Чугунова

Фоторепортаж