«БОМБА» В СОРОК ОБОРОТОВ

ПОЧЕМУ ТОРГОВЦЫ ПЫТАЮТСЯ СРОЧНО ИЗБАВИТЬСЯ ОТ БЕЗАКЦИЗНОГО АЛКОГОЛЯ

00:00, 21 мая 2010г, Общество 1592


«БОМБА» В СОРОК ОБОРОТОВ Фото №1

Последние пять лет доля местной водки на прилавках алтайских магазинов снижается. Только за прошлый год ее присутствие сократилось с 38 до 30 процентов. Топ-менеджеры здешних ЛВЗ объясняли эту тенденцию засильем на рынке дешевой пришлой продукции, с которой не были взяты налоги. По подсчетам Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя, в первом квартале 2010 года нелегальной водки в стране стали продавать на треть меньше. – Коснулся ли этот тренд наших покупателей? – поинтересовались мы у Максима Байкалова, председателя совета «Алтайской алкогольной ассоциации», гендиректора винно-водочного завода «Тейси».

У наших – все в порядке

– Ситуация на краевом рынке схожа с той, что характеризует отрасль в федеральном масштабе. Это обусловлено созданием в России такой службы, как «Росалкогольрегулирование». Она была сформирована еще в январе 2009 года, но фактически приступила к деятельности только через год. Подразделения службы находятся в столицах федеральных округов. Одна из ее задач – борьба с нелегальным рынком алкоголя. То, что этот рынок в основном питается водкой, производящейся на Северном Кавказе, ни для кого не было секретом. Продукция поступала на прилавки магазинов без налогов и потому обходилась дистрибьюторам вдвое дешевле легальной. Только акциз и НДС за поллитровку суммарно составляют 42 рубля, а водку продавали по 37 – 40 рублей. Поэтому «Росалкогольрегулирование» начало проверять более детально участников рынка, начав с оптовой торговли. Там, где обнаруживали нелегальную продукцию, отбирали лицензии. На территории края массовых проверок не было. Контролеры посетили пока Алтайский филиал «Септимы» (это сбытовая фирма) и ликероводочный завод «СТС». Но «СТС» обследовали в плановом порядке в апреле. На «Тейси» такое же мероприятие намечено на декабрь.

– И каковы результаты?

– У наших компаний, попавших под тяжелую руку «Росалкогольрегулирования», к счастью, все оказалось в порядке. А вот в других регионах выявились нарушения. Например, в Уральском федеральном округе у половины проверенных предприятий были приостановлены лицензии из-за наличия контрафактной водки.

– Наверное, можно считать звеньями одной цепи недавнее решение парламента усилить наказание за нарушение легального оборота на алкогольном рынке?

– Да, на сегодняшний день компании, попавшиеся на производстве нелегальной продукции, отделываются штрафом, который несоизмерим с доходами. Затем регистрируют новое юридическое лицо, получают лицензию и продолжают работать на этих же площадях. Проблем особых нет. В связи с этим 5 мая депутаты Госдумы приняли в первом чтении законопроект, который предполагает усилить уголовную и административную ответственность за нарушение требований законодательства о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции. Предусматривается уголовная ответственность за производство и оборот этилового спирта и продукции из него, информация о которых не зафиксирована в государственной информационной системе ЕГАИС.

Видя, что государство всерьез взялось за дело, алтайские оптовики стали отказываться от северокавказской водки. Фактически после нового года ее никто не во-зил. И не только из-за боязни потерять лицензию, но и потому, что «Росалкогольрегулирование» начало наводить порядок на заводах в Кабардино-Балкарии. Такого изобилия нелегальной водки сейчас нет.

 

Разрыв сократился

– Позволили ли действия надзорных органов свободнее вздохнуть законопослушным участникам рынка?

– Пока последствий не заметно. Это связано с большими запасами контрафактной продукции на складах. Она стоит там, как бомба, от которой надо скорее избавиться. Вообще, любые изменения, даже позитивные, плохо сказываются на рынке. Меняются законы, формы отчетности, условия работы. Предприятия начинает лихорадить, и первое время почти всегда наблюдается падение продаж. Так было в 2002 году с вводом акцизных складов, в 2006 году – с вводом ЕГАИС и счетчиков и т.д. Из-за репрессивных мер, применяемых «Росалкогольрегулированием» в отношении оптовиков, многие из них начинают нервничать, выставляют ничем не обоснованные требования: «Если ваша продукция окажется нелегальной, то вы обязаны уплатить нам штраф в 3 млн. руб.». Мы их успокаиваем, объясняем, что безакцизной продукцией никогда не торговали. Они отвечают: «Да, мы знаем, но все равно боимся».

Поэтому первый квартал изменений в структуре рынка не показал. Но отмечено подорожание: если северокавказская водка присутствовала на полках магазинов по 55-60 рублей, то теперь она продается по 89 рублей, то есть цена поднялась до уровня законом установленной минимальной цены.

– Как магазины не боятся торговать «паленкой»?

– Проверить подлинность водки непросто. С виду она ничем не отличается. На ней наклеена обычная акцизная марка, которую можно было приобрести в Кабардино-Балкарии, не платя налоги. Органолептические свойства удовлетворительные, то есть если употреблять в умеренных дозах, не отравишься. Кроме того, многие розничные продавцы считают, что в случае обнаружения нелегальной продукции на их прилавке, отвечать будет производитель или оптовик, хотя на самом деле всегда отвечает собственник товара, в данном случае – магазин.

– Какой эффект дало введение государством минимальной цены на водку?

– Нелегальную водку покупали исключительно из-за низкой стоимости. Естественно, малоимущие слои населения предпочтение отдавали ей. Сейчас разрыв между легальной и нелегальной водкой сократился, и потребитель выбирает первую как более качественную и надежную. И соответственно продажи второй относительно падают.

– Как вы относитесь к инициативе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка установить минимальный порог розничных цен не только на водку, но и на все напитки крепче 28 градусов?

– Решение правильное. Оно связано с тем, что некоторые предприимчивые винокуры начали искать лазейки в законе. Стали выпускать алкогольные напитки крепостью 38-39 градусов с настоем овсяных хлопьев и прочее, чтобы уйти от наименования «водка» и продавать ее дешевле 89 рублей. Служба увидела лазейку и с 1 июня ее перекрывает. Исходя из установленной минимальной цены белой водки рассчитывается каждый градус для розничного покупателя. Таким образом, минимальная цена поллитровой бутылки настойки крепостью 29 градусов составит 65 рублей, а 35-градусная встанет в 78 рублей. Ну, а если в напитке 70 процентов этанола, то его минимальная цена будет 157 рублей за пол-литра.

Спорный закон

– С 13 марта изменилась плата за возможность торговать алкоголем в розницу. Если раньше предприниматели покупали лицензию на несколько лет, которая стоила 20 тысяч рублей в год, то теперь им придется ежегодно уплачивать пошлину в 40 тыс. рублей. Как повлияет это новшество на рынок?

– Закон очень спорный. Пошлина уплачивается не за торговую точку, а за предприятие в целом. То есть 40 тысяч рублей уплачивает и крупная торговая сеть, и бизнесмен, имеющий один магазин в глухом селе на тридцать дворов. Справедливее было снизить сбор, но вносить его за каждую торговую точку. Сумма поступлений в бюджет была бы не меньше, а, может, больше.

Закон был принят на федеральном уровне, поэтому, я думаю, о мелких предпринимателях особенно никто не беспокоился. Может, и подумали: «Ну закроются один-два магазина в селах – ничего страшного». А ведь закрыться могла добрая половина торговых точек, если бы оптовики и производители спиртного не стали организовывать розничные сети, собирая мелких деревенских предпринимателей под свое крыло, под свою лицензию.

 

Считают по осени

– Максим Семенович, какие у вас прогнозы на ближайшее время?

– Все надежды алтайские производители спиртного возлагают на нынешнюю осень.

Дело в том, что летом общее потребление водки падает, люди в жару предпочитают более слабые напитки. К осени на нашем рынке начинается оживление. Поэтому третий квартал покажет, способствовала ли деятельность «Рос-алкогольрегулирования» повышению легального производства водки. Если роста не произойдет, значит, эти ниши занял кто-то другой. Например, более сильные федеральные игроки. Либо появилась новая схема ухода от налогов.

По крайней мере обнадеживает то, что в первом квартале не было обычного для этого времени года падения производства.

Чтобы не конкурировать с дешевой кабардинской водкой, последние годы все ликероводочные заводы края строили ассортиментную политику в сторону более качественной и дорогой продукции. Сейчас нам ничто не мешает захватить дешевый сегмент. Это позволит увеличить общие объемы производства и получать дополнительные доходы, которые можно использовать на маркетинг.

Если раньше, когда существовал режим акцизных складов, была разница, где продавалась продукция, то сейчас весь объем налогов уплачивается на той территории, где находится завод. Поэтому, если производство будет расти или хотя бы не падать, нет большой разницы, куда продавать.

Конечно, нам бы хотелось реализовывать свою продукцию как можно больше на Алтае. На недавнем совещании с оптовиками мы обсуждали эту проблему, доказывая, что везти в край дешевую легальную водку теперь им невыгодно. Транспортные расходы не позволят заработать на бутылке больше двух рублей. Поэтому этот ценовой сегмент должен быть отдан местным производителям. И для краевого бюджета это выгодно, потому что и с дорогой, и с дешевой водки сумма налога одна.

Фоторепортаж