Поторопить прогресс

00:00, 22 апреля 2014г, Общество 1717


Поторопить прогресс Фото №1

В краевом центре информационно-технической работы (КЦИТР) чествовали одаренных школьников, успешно выступивших на Всероссийском форуме научной молодежи «Шаг в будущее».

Делегация Алтайского края, в которую вошли четырнадцать учащихся из четырех городов и пяти районов края со своими исследовательскими проектами, привезла из столицы Большую и Малую научные медали, два нагрудных знака «Школьник-изобретатель», двенадцать дипломов 1, 2 и 3 степени, а также приглашения на зарубежные научные выставки и конференции.

И снова алтайские школьники завоевали значительную долю наград, хотя в форуме «Шаг в будущее» участвовало около тысячи юных исследователей со всей страны! Очередной успех во многом свидетельствует об эффективности местной системы штучной подготовки талантов на всероссийские и международные конкурсы, в которой задействованы не только сами дети и их школьные учителя, но также эксперты из числа вузовских преподавателей и методисты КЦИТР. В рамках форума прошла выставка инновационных проектов (права участвовать в ней удостоились авторы всего 56 научных работ, и в их числе – четверо алтайских школьников), а также 37 специализированных научных секций, олимпиады, конкурс регионов за Большой научный кубок, Национальный фестиваль молодых модельеров и дизайнеров. В составе жюри работало более 100 докторов наук и 150 кандидатов наук.

На подведении итогов форума в КЦИТР по традиции чествовали не только самих авторов исследовательских работ (которые этого, конечно, заслужили: многие дети, занимаясь наукой, еще и успевают отлично учиться), но и тех, кто им помогал – учителей, ученых и даже родителей – последним руководитель делегации Тамара Кузюра вручила благодарности.

– Думаю, коллеги меня поддержат: вся эта работа построена на нашем взаимном интересе, – сказала доктор исторических наук, профессор АлтГПА, эксперт программы «Будущее Алтая» Ольга Труевцева. – Нам приятно, что дети так растут на наших глазах, и видеть их победы, их высокие результаты – огромное удовольствие. Но это еще и победа школьных учителей, являющихся научными руководителями исследовательских работ, а мы знаем, каким трудом достается каждому педагогу такая победа.

В свою очередь учитель обществознания барнаульской гимназии № 40 Валентина Ерёмина благодарила методистов КЦИТР, организовавших это взаимодействие «ученик – учитель – ученый»:

– То, что центр делает для наших детей, неоценимо, сам по себе школьный педагог без такой мощной поддержки не справится. Мой собственный внук, который когда-то ездил на всероссийские конкурсы, получил здесь такой заряд, что поступил на престижный юридический факультет и всегда старается быть в первых рядах. Так что я благодарна программе «Будущее Алтая» и как учитель, и как бабушка.

Кстати, в делегацию края вошли сразу трое одиннадцатиклассников из 40-й гимназии. Причем Марина Тарханова привезла одну из пяти Больших научных медалей, диплом победителя за лучшую работу в области точных наук (ее исследование называется «О некоторых новых неравенствах в геометрии треугольника») и приглашения на два европейских научных форума. Маргарита Максимова – диплом лауреата 2 степени, а Антон Морковкин стал лауреатом 3 степени и кандидатом в состав национальной делегации РФ для участия в Международной научной выставке «ЭКСПО-Наука» в Брюсселе.

Кроме того, на торжестве были вручены два нагрудных знака «Школьник-изобретатель» – их получили девятиклассник Новороссийской школы Рубцовского района Анатолий Михалев и девятиклассник Ремзаводской школы Павловского района Сергей Поливаев. А учащийся Михайловского лицея Артем Григорович удостоился диплома Высшей школы экономики – одного из базовых университетов программы – за лучшую инновационную идею.

Малая научная медаль досталась одиннадцатикласснице Камышенской средней школы Петропавловского района Ирине Мурсе за работу «Речевой портрет диалектоносителя (на материале речи Скорлупиной Дарьи Илларионовны)», подготовленную под руководством учителя Натальи Черных. Кроме того, школьнице предложили продолжать образование в Высшей школе экономики. Мама Ирины – Елена Егоровна призналась, что для нее сюрпризом стало уже приглашение дочери на форум в Москву.

Ирина Мурса рассказала нам, что над своей темой работала два года: первый ее проект был посвящен говорам родного села, которые сравнивались с говорами других сел района. С ним школьница дошла только до краевой конференции, где стала лауреатом 3 степени. Но стоило сузить тему и сосредоточиться на создании индивидуального речевого портрета 95-летней носительницы диалекта – и работу высоко оценили как местные эксперты программы «Будущее Алтая», так и жюри Всероссийского форума.

– Я два месяца наблюдала за речью Дарьи Илларионовны, записывала ее на диктофон, анализировала, это было очень интересно! В итоге я доказала, что говор в моем селе имеет южную основу: ему присущи аканье, яканье, фрикативное «г», – рассказывает Ирина. – Носителями диалекта являются пожилые люди, они уходят, и говор исчезает, поэтому его так важно изучать, это ведь наши корни.

Другим школьникам, которым интересна наука, Ирина советует не бояться и брать ту тему, которая их по-настоящему интересует: «Мы ведь будущее России, значит, должны как-то двигать прогресс».

Фоторепортаж