В минувшие выходные в бар­наульском парке «Изумрудный» завершился фестиваль уличной культуры «Связь»

19:43, 11 июня 2024г, Общество 599


Фото: Любовь Карпова
Фото: Любовь Карпова

Главной его задачей было преображение заборов, трансформаторных будок и старых хозяйственных построек в парке силами восьми известных сибирских художников, которые трудились, невзирая на дождливую и ветреную погоду. Но стрит-артом фестиваль «Связь», проходивший с 3 по 9 июня, не ограничился: в эти дни в «Изумрудном» состоялись ярмарка местных мастеров, занятия для детей и взрослых по мозаике и гончарному искусству, кастомизация одежды, танцевальный баттл, виниловая вечеринка и турнир по баскетболу.

Организаторы решили привнести и образовательную составляющую, за которую отвечали сотрудники Художественного музея Алтайского края. Они провели лекции и публичные дискуссии о стрит-арте (и тоже мастер-классы – например, предлагали украсить пермогорской росписью маленькие сувенирные заборчики). А 8 июня корреспонденты «АП» побывали на экскурсии сотрудницы ГХМАК Юлии Шеламовой по уже готовым к тому моменту арт-объектам.

Законное послание

Первый объект, который показали гостям, – большая раскраска, в создании которой принимали участие обычные горожане. Идейная вдохновительница фестиваля «Связь», художница, дизайнер и популяризатор уличного искусства на Алтае Анастасия Петренко, известная в этой среде как Настя Petra, приготовила гигантский эскиз на тему хранителей парка, отметив цвета цифрами, и любой желающий мог взять нужную краску и расписать свой участок. В синих, голубых и розовых локальных пятнах нетрудно обнаружить лица существ, которые теперь будут присматривать за «Изумрудным». Еще это единственный арт-объект, в котором нет зеленого цвета, – художница сочла, что его и вокруг хватает.

– Фестиваль «Связь» посвящен паб­лик-арту, – объясняет Юлия Шеламова. – Если граффити – культура, связанная со шрифтами, когда художник просто пишет свое имя, то в стрит-арте добавляется некое изображение, послание, то есть тут уже картинка, просто созданная нелегально. А паблик-арт всегда согласован с администрацией, с бизнесом, это законное искусство, которое создается в общественных пространствах.

Художник Евгений Evok из Красноярска для фестиваля создал графичную работу «Связь цифрового и аналогового», в которой зашифровал древесный рисунок и поломанный текстильный принт «зебра», рифмующийся с тенями от стволов. Еще один красноярец, Александр Blosyak (это тоже псевдоним), изобразил на четырех сторонах трансформаторной будки лес с корнями. У него в парке есть еще вторая работа – силуэт белки из штукатурки на кирпичной стене, ведь какой парк без нахальных белок?

Мифы и мемы

Одним из самых милых и при этом загадочных оказалось творение омичей из объединения «Крепкий палец» Александры Хохловой и Дмитрия Рубена на бывшей будке летнего кинотеатра. В зелено-персиково-терракотовых тонах они нарисовали улыбчивых лесных обитателей, правда, что это за звери, придется гадать зрителям: художники оставили пространство для интерпретаций. Илья Маломощенко из Томска (он же Илья Wince) перенес на стены какой-то хозяйственной постройки кусочек деревни и леса с большими портретами ворона и глухаря.

Организаторы говорят, что почти все эскизы были заранее согласованы в общих чертах, хотя и менялись на месте: на окончательное художественное решение могло повлиять назначение постройки или окружающее пространство. Только кемеровчанин Миша Mack, ныне живущий в Петербурге, эскиз не прислал, зато опросил барнаульцев в соцсетях, какие у нас тут главные мемы. И нарисовал на гараже карту «барнаульского метро», существовавшего в виде шуточного сетевого проекта, со всеми его «станциями» и архитектурными достопримечательностями города.

– Теперь ЦУМ и речной вокзал останутся только на этой работе, – замечает Юлия Шеламова. – Сегодня уличный художник становится еще и исследователем, он изучает город, в котором будет работать, его легенды.

Крутые чуваки

О том же говорит и Вадим Mezzo Кулишов из Кемерова, чьи работы можно найти в Берлине, Лондоне и многих городах Сибири:

– Так или иначе изучаешь местность, хочется сделать что-то, связанное с локальной идентичностью, с местным культурным кодом. Как-то на Чемале я, например, рисовал кофейню-автобус, она там уже пару лет стоит, на ней всякие петроглифы и этнические мотивы…

В «Изумрудном» Вадиму досталось здание со штукатуркой-шубой. Сложная фактура потребовала много краски, зато позволила придать бархатистость изображенным на стене иван-чаю и огромной краснокнижной бабочке аполлону.

– На фестивале все друг у друга чему­-то учатся, особенно когда работают на одной стенке, что часто бывает, – говорит художник. – По сути, все мое обучение так и проходило: даже вопросов обычно не задаешь, просто смотришь, как работают крутые чуваки.

Кстати, узнать больше о работах и их авторах можно, если навести смартфоны на таблички с QR-кодами, установленные перед арт-объектами. А организаторы «Связи» уже заприметили рядом огромную стену без окон как возможный объект для следующего фестиваля уличного искусства.

Фоторепортаж