В Рубцовске Юго-Западное ДСУ использует альтернативные источники электроэнергии

19:14, 08 августа 2024г, Общество 106


Фото: Людмила Маковецкая
Фото: Людмила Маковецкая

В Юго-Западном дорожно-строительном управлении начали использовать альтернативные источники электроэнергии.

В поисках экономии

На крыше гаражных боксов Юго-Западного ДСУ расположились блестящие панели. Это не плод воображения промышленных дизайнеров, а альтернативные источники электроэнергии – солнечные батареи. Предприятие решилось на серьезный эксперимент, который должен привести к уменьшению расходов и экономии ресурсов как материальных, так и трудовых.

Главный энергетик Юго-Западного дорожно-строительного управления Андрей Михайлов говорит, что зеленая тема интересовала его задолго до прихода на предприятие. И когда он озвучил ее начальнику ДСУ Игорю Левину, тот тоже проявил здоровый интерес к этому вопросу.

– У нас много выездных объектов, так называемых летних полевых станов, где работники остаются с ночевкой, – рассказывает специалист. – В отсутствие электроэнергии мы много денег тратим на бензин для работы генераторов, чтобы создать им комфортные условия. Поэтому стали искать решение и более глубоко изучать тему так называемой зеленой энергетики.

Море солнца

Перебрав несколько вариантов, остановились на солнечных батареях. Наверное, земля слухом полнится: после принятия такого решения появились предприниматели, которые озвучили коммерческое предложение и рассказали, какие позиции могут выполнять. Специалисты энергетической службы предприятия провели анализ потребления электроэнергии и пришли к выводу, что на стартовом этапе будет достаточно выработки 10 кВт для бесперебойной работы оборудования серверов, вентиляторов, систем охлаждения, холодильников в столовой.

Для монтажа панелей наилучшим местом стала крыша гаражей с южной стороны, где всегда много света. Огромным плюсом оказалось и то, что в Рубцовске среднее количество солнечных дней составляет около 200–220 в году.

Оборудование солнечных батарей обошлось в 650 тысяч. Источник запустили в работу, и теперь электроэнергия поступает в собственную сеть предприятия. Обычно рубцовское подразделение Юго-Западного ДСУ в год тратит 1,2 млн рублей на электроэнергию, а планирует выйти на 102 тысячи.

Первые результаты радуют: расчетные и реальные цифры совпали. Экономия в летние месяцы вышла даже на 5–7% больше, чем ожидалось, потому что этим летом очень много ясных дней.

Наращивание мощности

Не за горами увеличение мощности до 20 кВт, предприятие гарантированно употребит ее. Есть одна тонкость: если генерация будет излишней, то она просто уйдет в сеть.

– Лишние зеленые киловатты по закону разрешается продавать гарантирующим поставщикам, – поясняет Андрей Михайлов. – Разница в том, что мы покупаем по 6 рублей 20 копеек, а они купят у нас за 2 рубля 30 копеек. Поэтому идеальный вариант – полностью использовать на свои нужды.

Тем не менее главный энергетик не исключает, что мощность может дойти и до 40 кВт, потому что диспетчерский пункт должен работать круглосуточно. В случае прекращения электроснабжения, которое время от времени случается, он сможет использовать запасенную энергию от солнечных батарей из аккумуляторных блоков. Это важно для контроля обстановки на дорогах и в целом влияет на безопасность движения.

– Если мы выходим на 40 кВт, то ожидаем 400 тысяч рублей экономии по году. Окупаемость проекта пять-шесть лет, срок службы солнечных батарей составляет 25 лет. Так что все остальное время предприятие будет в плюсе, – говорит специалист.

Панель для контроля

Если зеленая энергетика оправдает ожидания, то будет распространена и на дальние филиалы и точки, где экономически невыгодно тянуть линию электропередачи, ведь километр обходится в два миллиона рублей.

Альтернативные источники ДСУ применит и на участке федеральной трассы от улицы Сельмашской до выезда на Веселоярский тракт, где идет реконструкция проезжей части. Предприятие обязано обеспечить видеонаблюдение и контроль краевыми службами работ на этой дороге. Зная технологию, дорожники закупили солнечные батареи как автономный источник питания. Предстоит установить опоры, на которых разместить солнечную панель, аккумулятор и камеру. И не надо тянуть абсолютно никаких проводов. Любой руководитель, имеющий доступ к системе, может в режиме онлайн с телефона посмотреть, что делается на этом участке. Две пары камер начнут работать в ближайшее время.

Мобильные возможности

– Это мобильная вещь, и в перспективе мы можем их переносить и монтировать на сложных участках дорог, чтобы контролировать ситуацию, – делится планами главный энергетик. – Не нужно гнать машину за 40 километров с разведчиком, который должен доехать до места, посмотреть и доложить обстановку. Достаточно взять телефон, чтобы увидеть, где замело или наледь образовалась, и сразу выслать экипаж. Экономия ресурсов и ускорение обслуживания дороги очевидны.

В перспективе предприятие и его филиалы будут пользоваться альтернативными источниками электроэнергии, хоть и не полностью. Но сложные участки и полевые станы постараются ими оборудовать.

Такая зеленая энергетика – выгодное направление, по крайней мере для относительно небольших компаний, которые смогут сами себя обеспечить электроэнергией. Если еще и государство станет ощутимо поддерживать, то направление начнет развиваться. А пока в общей сумме мощностей электрогенерации возобновляемые источники в России составляют только 0,5%.

Фоторепортаж