В художественной мастерской Глеба Белышева создавались рисунки для выпускавшихся в Барнауле тканей
18:04, 24 июня 2022г, Культура 1250
Фото Евгений НАЛИМОВ
В «Арт-галерее Щетининых» работает выставка «Мир цветов Глеба Белышева», посвященная 100-летию со дня рождения известного алтайского мастера акварели и текстильного рисунка, заслуженного художника России.
Обойти вниманием эту дату в барнаульской галере не могли: художница Ирина Щетинина создавала экспозицию как посвящение своему учителю, под руководством которого много лет проработала в художественной мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината.
Единственная за Уралом
Глеб Александрович родился в городе Иваново, окончил текстильное отделение Ивановского химико-технологического техникума. Там же начал свой творческий путь и, как пишут в энциклопедии, вырос в мастера – профессионала текстильного рисунка. На Алтай он был приглашен уже состоявшимся художником в связи со строительством ХБК.
В 1962 году он основал на предприятии художественную мастерскую – в тот момент единственную за Уралом, – в которой создавались рисунки для выпускавшихся в Барнауле тканей, и руководил ею ровно 20 лет, воспитав учеников. Но даже когда здоровье уже не позволяло ему возглавлять мастерскую, он продолжал вести у ее сотрудников творческие дни – они собирались в его мастерской и писали акварели. В последние десятилетия он был известен посетителям краевых выставок именно как акварелист, автор трепетных и всегда узнаваемых цветочных натюрмортов. Художника не стало в 2016 году.
Хозяйка галереи Ирина Щетинина говорит, что создавать экспозицию было непросто: лучшие произведения Белышева сегодня хранятся в фондах Художественного музея. И все же благодаря произведениям из личных собраний внуков Глеба Александровича и нескольким работам из собственной коллекции значимую дату удалось достойно отметить. На выставке сейчас можно увидеть не только натюрморты в разных техниках (акварель, гуашь, масло), но и пейзажи, и даже трогательный автопортрет «Первый день без войны» – художник воевал на втором Северо-Западном и третьем Прибалтийском фронтах, награжден орденами и медалями.
Стена роз
Но смысловой центр экспозиции – большая инсталляция, которую в галерее назвали стеной роз. В ней акварельные натюрморты обрамляют отрезы тканей и оформленные в паспарту кроки – эскизы текстильных рисунков, которые затем в граверном цехе переносились на валы и печатались на барнаульских ситцах. Розы, как отмечают ученики, были любимыми цветами художника.
Ирина Щетинина говорит:
«Судьба нас свела, когда я впервые обратилась к нему, можно ли мне работать на ХБК. Для Глеба Александровича это было время подведения творческих итогов, открылась огромная экспозиция в Выставочном зале Союза художников. Благодаря ей я и решила стать художником текстиля – меня тогда просто поразила эта красота: огромные залы и свитки тканей, что-то невообразимое. На тот момент ХБК был в расцвете производства и творчества».
Такую же определяющую роль художник сыграл в судьбе Натальи Драничниковой:
– Я окончила художественную школу и собиралась поступать в институт культуры на библиотечное отделение, потому что любила читать. Но когда Глеб Александрович посмотрел мои работы, то сказал: «Поезжай в Иваново, ты поступишь», – и я поехала, зная, что вернусь в Барнаул и приду работать в его мастерскую. Получилось так, что, когда я училась на последнем курсе и приехала на практику, Глеб Александрович уходил на пенсию. Я смотрела на все эти приготовления и думала: какой счастливый человек, классный художник. Как он любит свою профессию, и как его любят все! Я до сих пор считаю себя его ученицей и благодарна ему за все, чего добилась в профессии.
Сберечь наследие
1970-е были настоящим творческим взлетом и для художника, и для его коллектива. Ткани ХБК с успехом экспонировались на международных выставках в Париже и Лейпциге, а сам Белышев участвовал в краевых, зональных (региональных) и всесоюзных художественных смотрах. В начале 1970-х художник награжден орденом Трудового Красного Знамени.
А уже в начале 1990-х, когда предприятие перестало существовать, сотрудники мастерской пытались сберечь хотя бы свои достижения:
– Все спонтанно уничтожалось, – вспоминает Щетинина. – Мы пытались, конечно, обратиться к новому хозяину, который купил ХБК, чтобы нам отдали наши никому уже не нужные тогда ткани. Нам сказали: «Приходите через две недели», – а потом поставили железную дверь, и на этом все. Сейчас вспоминаю, что художественная мастерская была оазисом на ХБК. Глеб Александрович всегда подбирал в коллектив тех, кто мог привнести что-то новое в наши алтайские ситцы.
И все же для самого художника уход с предприятия не стал концом творческой истории. Его старший внук Роман Белышев вспоминает:
– Он прожил 93 года и до последних недель поднимался в мастерскую на пятый этаж без лифта, иногда дважды в день, чтобы поставить какой-то букет, порисовать. Мне кажется, любовь к жизни подарила ему такую долгую творческую судьбу.
А еще один внук, Андрей Скорняков, рассказывает, как однажды художник узнал, что в крае есть озеро, на котором зимуют лебеди, и загорелся туда поехать. И как ни отговаривали его от долгой и непростой дороги, в итоге он выдержал этот путь лучше всех.