Алтайский этнограф рассказал об экспедиции в отдаленный район Кыргызстана

18:40, 27 июля 2024г, Наука 90


Фото из личного архива Ивана Назарова
Фото из личного архива Ивана Назарова
Фото из личного архива Ивана Назарова
Фото из личного архива Ивана Назарова
Фото из личного архива Ивана Назарова миниатюра
Фото из личного архива Ивана Назарова миниатюра

«Общаясь с местными, расспрашивая о былом, мы подталкиваем их к переоценке прошлого. Иногда люди и не задумываются, что обладают таким уникальным потенциалом, историко-культурным наследием», – рассуждает Иван Назаров. Недавно ученый вернулся из очередной международной этнографической экспедиции в Кыргызстан. 

Увлечены корнями

В начале июля в Кыргызской Республике стартовала международная этнографическая экспедиция с участием алтайских ученых. Среди них – Иван Назаров, директор института истории и международных отношений АлтГУ. 

– В 2019 году был создан центр алтаистики и тюркологии «Большой Алтай» для изучения истории, этнографии, геологии, экономики на пространствах региона. Географически он охватывает юг Сибири, часть Казахстана, Монголии, Китая. Сюда же может быть причислена значительная часть Центральной Азии, – рассказывает Иван Иванович. – В центре сформированы научные коллективы, которые занимаются разными направлениями. Наш на первоначальном этапе проводит экспедиционные работы, когда мы выезжаем в места, где население еще сохраняет исходную культуру, продолжая заниматься ведением традиционного хозяйства. В данном случае его основой выступило полукочевое скотоводство. 

По словам ученого, это направление характерно для всех тюркских народов, которые произошли от единого этнического ядра. «Эта тема интересует и нас, и наших коллег из Кыргызстана, Узбекистана. Они понимают, что их исторические корни связаны с территориями Большого Алтая», – добавляет этнограф. 

Такое сотрудничество важно и с точки зрения обмена опытом. За последние три десятилетия самостоятельного существования территорий бывшего Советского Союза многое поменялось. В разных регионах уже сформировались свои научные традиции и подходы. Сегодня назрела необходимость интеграции.

«Мы, соседи, должны знать, кто и в каком «поле» работает, каких успехов достиг. Это позволяет не только проводить совместные исследования, но и организовывать конференции, делать научные публикации. Кроме того, во многих странах СМИ рассказывают о наших работах. Значит, есть потребность в таких темах – все мы так или иначе увлечены своими корнями», – говорит Назаров. 

Глубокое погружение

– Нашим международным коллективом работаем чуть больше четырех лет. За это время провели уже пять экспедиций. Четыре из них – в Кыргызстане, различных его областях. Начали с района Иссык-Куля и Нарына. Последние три года работаем на юге: в Ошской, Джалал-Абадской областях страны, – рассказывает Иван Назаров. – Кроме того, нашу кочующую экспедицию проводили и в Республике Алтай. В августе этого года продолжим исследования в самых южных районах региона, где изучим традиции алтайцев и теленгитов.

В этом году ученые были сосредоточены на изучении еще одного высокогорного района – Кара-Кульджинского в Ошской области, где сохраняется традиционная кыргызская культура. Глубокое погружение в такие относительно изолированные районы позволяет фиксировать архаичные элементы хозяйства и материальной культуры, связанные с пищей, одеждой и традиционным жилищем – юртой, которые до сих пор сохраняются у местного населения.

– Здесь распространено скотоводство, земледелие не получило такого распространения из-за рельефа и климатических условий. Но тем не менее можно встретить посадки ячменя, пшеницы, картофеля и некоторых других овощей, – рассказывает ученый. – Разведение животных – традиционная отрасль хозяйства кыргызов. Скот в разное время локализуется в разных местах: в зимнее время – ближе к аилам, населенным пунктам. В летнее время на высокогорных пастбищах – джайлоо. Сейчас большая часть населения находится именно там.

Вся жизнь местных жителей связана со скотоводческими циклами – перегоном скота, содержанием его на летних пастбищах и заготовкой корма, чтобы большую часть времени года обеспечивать скот сеном.

Больше чем птица

Этнограф говорит, что из-за изолированности региона сырьевая база сохранилась здесь почти неизменной с древних времен. «Раньше, как и сейчас, баранину ели. Дошла до нас и традиционная молочная пища: кымыз, айран, сухой сыр (курут). Из шерсти, которую получают в гигантских объемах, производят войлок. Это материал для изготовления ковров, юрт», – уточняет исследователь. 

Войлочные жилища изготавливают до сих пор, но сейчас люди стали использовать и покупные палатки из-за удобства их использования и перевозки. Не всегда юрту можно перенести на новое место в условиях высокогорий. Впечатляет сохранность ремесленных технологий. Например, здесь сохранились войлочные юрты (боз уй), которые создаются по традиционным канонам. Также повсеместно женщины изготавливают красивые войлочные ковры, производство их очень трудоемкое и завязано на семейных отношениях, они – часть приданого невесты.

– Конечно, нас интересовала и охота как древнейшая отрасль хозяйства. В высокогорьях Тянь-Шаня и Алая она играет важную роль. Особенно почитались охотники, использующие оружие («мергенчи» – «снайпер»), – рассказывает ученый. – Этот особый статус охотника в Алайкуу отражен в погребальных сооружениях. На могилах мергенчи можно встретить установленные черепа с рогами архара. 

Интересно, что и роль охотников, которые используют ловчих птиц – соколов или ястребов – здесь велика. Как и в других районах Центральной Азии, в Кыргызстане эти традиции сохраняются. 

– Статус этих людей тоже значим. Это действительно кропотливая работа: поймать и выучить ее, потом умело охотиться. Здесь тесная связь между человеком и птицей, которая не просто домашнее животное. Эти пернатые больше чем птицы. Это близкие друзья, – уточняет ученый. – Мы узнали, например, что происходит, когда ловчая умирает, какие эмоции испытывает человек. А когда птица становится старой, охотник выпускает ее на волю, убедившись, что она сможет жить в природе. Такие драматические моменты местные жители переживают долго. 

Уберечь от сглаза

Соорганизаторы исследования из Ошского государственного университета предварительно выезжали на место. «Как правило, приезд в населенный пункт сопровождался и знакомством с аилбаши, со старейшинами, аксакалами. Нужно было рассказать им, для чего нужен наш визит, обьяснить, для чего мы – «одобреня» – здесь. Только после получения их разрешения начинали работу», – вспоминает ученый. 

Такие элементы ритуальности присутствуют в повседневности местных жителей, для которых это обыденность. Они по привычке подвешивают над детской колыбелькой клыки волка, чтобы уберечь малыша от сглаза, используют селезенку этого животного как лекарство. А когти, альчики и части тела хищника располагают как оберег в домах и хозяйственных постройках, чтобы серый сюда не пришел и не нанес непоправимый ущерб хозяйству. 

– Расположились в доме, где живут местные жители. То есть, по сути, жили той же жизнью, что и хозяева этого жилища, по их распорядку дня, – говорит Иван Назаров. – Они едят на полу, и мы с ними, спят на полу – мы так же. Мы мало чем отличались от местного населения. 

Фоторепортаж