В Первомайском районе для художников организовали плэнер

19:15, 01 сентября 2024г, Культура 105


Фото: Алексей Янкин
Фото: Алексей Янкин
Фото: Алексей Янкин
Фото: Алексей Янкин
Фото: Алексей Янкин
Фото: Алексей Янкин
Фото: Алексей Янкин
Фото: Алексей Янкин
Фото: Алексей Янкин миниатюра
Фото: Алексей Янкин миниатюра
Фото: Алексей Янкин миниатюра
Фото: Алексей Янкин миниатюра

Представители Союза художников Алтайского края, студенты Новоалтайского художественного училища, преподаватели и учащиеся городских школ искусств, любители живописи писали на этой неделе картины в Иоанно-Предтеченском Архиерейском подворье в Сорочьем Логе. Пленэр организовали Общественная палата Алтайского края и арт-резиденция «КОД».

Место, которое помогает

Иоанно-Предтеченское Архиерейское подворье расположено в Сорочьем Логе Первомайского района, одном из самых старинных сел в Алтайском крае. Оно ведет свою летопись с XVIII века. Напоминает хутор на высоком холме, с которого открывается живописный вид на необъятные алтайские просторы.

Красивые пейзажи, деревянный храм с высокими окнами, резными наличниками и золотыми куполами, цветущий сад, комплекс у святого источника, богатая история подворья и почтение, с которым к нему относятся верующие, послужили поводом для организации пленэра для барнаульских и новоалтайских художников. Одной из главных целей мероприятия стала популяризация этого уникального места среди жителей края и соседних регионов.

По словам руководителя арт-резиденции «КОД» Анастасии Дорош, в храм в селе Сорочий Лог она приходит уже несколько лет. И находит здесь силы, умиротворение, ответы на многие волнующие вопросы, разрешение жизненных ситуаций.

– Нам бы хотелось рассказать об этом месте как можно большему числу людей. Для этой цели искусство, пожалуй, самый эффективный инструмент, – поделилась с «АП» своими планами Анастасия Дорош. – Ведь работы художников способны мгновенно, без посредников, доставить нужную информацию до души, ума и сердца. Картины – это не только изображение реальности. Это смыслы, энергия, чувства. В каждой картине краской запечатано послание.

На призыв написать виды Иоанно-Предтеченского Архиерейского подворья откликнулось более 20 художников.

«Поймать живинку»

В святой обители к приезду гостей готовились. У дверей храма художников встретил член Общественной палаты Алтайского края митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. Приветствуя участников пленэра, он отметил, что у художников важная созидательная миссия в обществе – сохранение мира.

– Вы занимаетесь важным видом искусства и сегодня оказались в очень правильном месте – приехали в скит, где утверждается древнее учение самого Бога о любви и милосердии, – сказал митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий. – Желаю, чтобы ваши таланты и труды служили на благо людям, развивали их духовно, привлекали внимание. Любое произведение искусства призвано сконцентрировать человека на чем-то. Сначала вы сами сосредотачиваетесь, а потом все заражаются вашим видением той или иной ситуации, сюжета. В каждом деле нужно живинку поймать, тогда твое дело начнет кипеть и других увлекать. Это особенно важно в изобразительном искусстве. Я вам всем желаю успеха.

Получив благословение на творчество, каждый из художников выбрал наиболее привлекательные для своей работы объект, ракурс и сюжет. Для многих это был храм – прекрасный образец русского деревянного зодчества. Его золотые купола – это первое, что видит путник, подъезжая к подворью.

Несколько участников пленэра поставили свои мольберты около источника, у которого в 1995 году и началось строительство святой обители. По свидетельству местных жителей, пробился этот источник в 1915 году. Вскоре около него начались явления Богородицы народу, а родник стали называть Святым ключом. Вода Святого ключа считается целебной, не замерзает даже зимой. На протяжении ХХ века сюда совершались паломничества. Купальня, колодец, арка, деревянный настил – все искусно сделано руками самих верующих.

В общем, художники рассредоточились практически по всей территории подворья. И можно было наблюдать, как с помощью кистей, красок, карандашей в их руках те или иные уголки святого места воплощались в наброски…

«Передать то, что ощущаю»

Кто-то писал здесь картины впервые в своей жизни, как, например, 17-летняя студентка художественного училища Катя Лоткова.

– Место мне это знакомо, – сказала юная художница. – Дедушка у меня жил в Сорочьем Логе, но я была здесь только один раз. А сегодня посчастливилось писать картину. Мне очень понравилась эта беседка, сразу привлекла мое внимание, так как стоит в окружении деревьев. Очень красиво смотрится, живописно. Какой-то уют, тепло в ней есть, спокойствие и тишина. Я чувствую воодушевление, творческий порыв, хочется передать в работе все эти эмоции, все то, что я ощущаю...

Член Союза художников России Андрей Гладких также поделился с «АП» своим видением:

– Всю жизнь я рисую. А здесь я работаю впервые. Был в этом месте, но творчеством не занимался. Оно интересно храмом, источником, заряжает какой-то удивительной энергией. Я сейчас пока фон компоную, хочу в работе изобразить и даль немного. Не только портрет храма сделать, но еще воздуха дать больше, пространства. Хорошо, что сегодня и погода благоприятная.

А Надежда Митягина давно знакома с этим святым местом. Кисти и краски она достала на полпути к источнику. Ее мольберт был установлен на пригорке, с которого можно детально рассмотреть голубую гладь местного озера, контуры березовых рощ и цветные крыши домов в селе. Женщина рассказала о первом визите сюда. Было это лет 15 назад.

– Мы с подругами доехали до Бешенцево, потом пошли пешком в Сорочий Лог, так как много слышали об этом святом месте, решили посмотреть, – вспоминает художник, член Союза писателей России Надежда Митягина. – Продрались еле-еле через поля, дошли до источника и увидели четыре маленьких деревянных сруба, похожих на избы, в которых жили монахини. Они пригласили нас пообедать. Из кельи вынесли большие миски с горячей картошкой в масле с укропом, огурчиками и помидорами. Мы тоже достали свою еду. Целый час, наверное, мы пировали. Нам показалось, что так вкусно, незабываемо чудесно может быть только в таком святом месте… Ничего тогда здесь не было – лишь несколько келий. Сейчас это место просто не узнать. Я ностальгирую по нему. Оно лечебное, умиротворяющее, несущее благодать, покой и мир в душу. Здесь есть все, чтобы люди жили в красивом месте, в трудах и не испытывали нужды. Только сильные люди могут уйти сюда, чтобы посвятить себя духовному общению с небом.

Еще одной популярной точкой на карте подворья в этот день стал спуск к источнику, где установлена большая мироточащая икона Казанской Божией Матери.

В общем, каждый участник пленэра смог найти на территории Иоанно-Предтеченского Архиерейского подворья свой источник вдохновения и изобразить его. Хорошая погода, насыщенные краски августа и теплый прием, безусловно, способствовали продуктивной творческой работе.

Отметим, современный облик подворья – заслуга настоятельницы храма матушки Марфы и четырех ее отважных духом сподвижниц. Голодали, терпели лишения, а все же сделали то, на что, как они говорят, их Всевышний сподобил. У участников пленэра была возможность пообщаться с матушкой во время трапезы, которую она организовала для гостей. А сама она с интересом относится к творчеству художников. По ее словам, ей важно увидеть, как запечатлеют они святое место.

Кстати

Арт-резиденция «КОД» третий год реализует проект «Туристический Барнаул. Алтай». В его рамках художники создают картины, посвященные знаковым для Барнаула и Алтайского края местам. К ним, безусловно, относится и Иоанно-Предтеченское Архиерейское подворье. Творческие работы, созданные во время пленэра в Иоанно-Предтеченском Архиерейском подворье, все желающие могут увидеть в День города Барнаула, 31 августа, в арт-резиденции «КОД» (ул. Гоголя, 76). Выставка откроется в 16.00.

Фоторепортаж