Почему стоит посмотреть сериал «Игры»

18:40, 01 сентября 2024г, Культура 109


Почему стоит посмотреть сериал «Игры» Фото №1

Случайность ли, что показ сериала «Игры» о подготовке московской Олимпиады совпал со стартами другой, парижской, не нашей, прошедшей без сборной России? Вряд ли. Сейчас у зрителей онлайн-кинотеатра «Кинопоиск» есть возможность сравнить неспортивные, мягко говоря, ситуации бойкотов, объявленные нашей стране в этом году, и тот, 45-летней давности.

Французский стыд

Нахлынуло. И эстонец Тынис Мяги, еще молодой и стройный исполнитель советской эстрады, воспевает Москву в песне про «королев плаванья и бокса королей». И олимпийский мишка улетает в небо под песню Пахмутовой. Ведь Олимпиада – это про спорт, мир, дружбу народов. Но игры, как показывает жизнь, бывают еще околоспортивными, грязными, политическими…

Фильм, вызвавший цунами ностальгии, зашел на фоне скандалов, весь август сотрясавших новостные ленты, от церемонии открытия в Париже в стиле ЛГБТ до заплывов в фекальных водах Сены, после которых целыми командами спортсменов косили ротавирус и дизентерия. Стыд за «цивилизованный» Запад на этот раз – не испанский. Французский. За россиян, выступавших в нейтральном статусе, без родины и флага. Ведь даже если и стояли они на пьедестале, все равно оставались одиночками в погоне за призовыми. Может, и хорошо, что наших там не было.

Одно из несомненных достоинств нового кино – достоверность. Москва конца 70-х – та самая, предолимпийская. Уличные автоматы с газировкой, неброско одетые люди. На дорогах столицы – вся небогатая линейка отечественного автопрома и нет еще многочасовых пробок. И так ловко вплетена в ленту документальная хроника, что не возникает ощущения чужеродности на линии разлома «старое – новое».

Олимпиаду-80 помнят сегодня даже те, кто ребенком смотрел репортажи из Лужников и Измайлово, из Минска, Киева и Таллина. Ах, каким ревом восторга взрывались города и села Страны Советов, когда наши атлеты оказывались на доли секунды быстрее, выше, сильнее всего остального мира.

Анекдот про Брежнева

Игорь Зорин (актер Григорий Верник) – представитель золотой молодежи, выпускник МГИМО, сын высокопоставленного чиновника. Любуясь им, я все думала, кого же из героев русской литературы напоминает мне этот скучающий от безделья парень, Евгения Онегина или Пьера Безухова? Мы знакомимся с Игорем в тот момент, когда он попадает в милицию за хулиганскую выходку: вместе со своим другом обмазал валерьянкой памятник Ленину, и коты со всей округи сбежались к каменному вождю. Отец (Алексей Серебряков), в очередной раз вызволив сыночка из отделения, ставит ему ультиматум: либо армия, либо трудоустройство. Так блатной юноша по протекции папеньки оказывается в штате комитета по подготовке к Олимпиаде, среди взрослой номенклатуры. Даже его куратор Ирина Светлова (Мария Карпова), молодая девушка, выглядит старше своего возраста лишь потому, что держится принятых здесь строгих правил.

Симпатию с первых кадров разноса нерадивых подрядчиков вызывает начальник конторы Ходаков (Игорь Костолевский), но ему не позавидуешь: церемония открытия Игр на носу, а готовность олимпийских объектов – 48 из 97… И уже понятно, что стройка идет с нарушениями, и сметы превышены, и не за горами уголовные дела, связанные с воровством. Таким, что с уст Брежнева срывается сомнение – а может, ну ее, эту Олимпиаду?.. Роль «дорогого Леонида Ильича» играет, уже не впервые в кино, Юрий Стоянов. Играет – в буквальном смысле. Нет-нет, да и проглянут сквозь грим то Святослав Вернидубович из «Вампиров средней полосы», то пародийный его генсек из «Городка». Весьма спорные акценты образа, расставленные не без вмешательства режиссера. Да, анекдотов про генсека ходило немало, но не оттого ли, что мы ничего не знали о его жизни?

О Великой Отечественной, например, где Брежнев на «передке» воевал, не в штабе отсиживался. Или о доставшемся ему чрезвычайно сложном периоде правления огромной страной, который уже совсем скоро реформаторы легкомысленно назовут «поздним застоем».

Привет вам из 70-х, нынешние молодые пацифисты, ориентированные на ценности Запада. Никогда он не был дружественным России – учите историю! С этой точки зрения фильм Евгения Стычкина (он сыграл в сериале также роль британского репортера Энтони) – гражданский подвиг. Ибо режиссер не боится аллюзий событий начала СВО с брежневским решением о вводе ограниченного контингента советских войск в Афганистан. Можно снять шляпу перед тем, как филигранно, не исказив исторической правды, он прошел по грани, не карамелизируя ее и не очерняя.

За каждым из персонажей спортсменов – реальные олимпийцы. Гимнастка Елена Травнина, к примеру, сыгранная чемпионкой Олимпиады-2020 Ангелиной Мельниковой. Или штангист Дмитрий Сибирцев (Станислав Демушин).

Из придуманных образов – прожженный беспринципный карьерист от комсомольской стези Виталик (Вячеслав Чепурченко), валютная проститутка Катя (Александра Бортич).

Еще заняты все они мирными заботами, кто по делу суетится, а кто и без, но от дыхания войны уже стынет душа. Отца Ирины генерала Светлова (Сергей Чонишвили) под самый новый 1980-й год срочно вызывают в штаб. Никто еще не знает: только что принято решение ввести войска в Афганистан. И о том, конечно, что эта тяжелая история почти десять лет будет испытывать на прочность наш народ. Как Запад испытывал Россию в 1812 году вторжением армии Наполеона, как испытывает сейчас…

Языком Высоцкого

Меж тем в СССР приезжает группа западных журналистов. О советских людях они невысокого мнения. «За шоколадку и колготки каждая из них готова на все», – так уничижительно высказывается на банкете один из гостей о приглянувшейся ему девушке. Задача «туристов» – раздуть как можно больше скандалов, связанных с Москвой, опорочить, а если получится, то и сорвать Олимпиаду. Программа пребывания интуристов стандартна – посещение Большого театра, экскурсия по столице, ужин в «Национале», под негласным надзором людей в стильных серых костюмах, разумеется. Переводчик группы Игорь Зорин понимает, что вряд ли таким «меню» можно удивить, а тем более перекроить сознание американских журналистов, которые и сами прекрасно умеют создавать общественное мнение. Как ни странно, именно ему, мажору Зорину, это удается. В ходе сложного обмена билетов на «Лебединое озеро» ему достаются контрамарки на «Гамлета» с Высоцким в главной роли. А после спектакля он ведет иностранцев на вечеринку в мастерскую своего друга-скульптора, фактически выкрав их из поля зрения компетентных органов, контролирующих пребывание делегации в Советском Союзе. И что-то меняется в головах у американцев за эти несколько часов…

Неужели выпускник МГИМО, способный и неглупый человек, так наивен, что готов совершать подобные безумства? Знал, конечно, повеса Зорин, что по головке за самоуправство их с Ириной не погладят. И знал режиссер, выстраивая сюжетные линии подобным образом. Люди могут и должны договариваться, тем более что есть у них такие универсальные языки дружбы, как Высоцкий, театр, музыка, спорт.

Как можно назвать эту задумку Евгения Стычкина – отправить нас, хорошо знающих, как проходила Олимпиада-80, в сталкерскую зону неизвестности Москвы предолимпийской? «Низкой ставкой»? А может, наоборот, хитроумным приемом, который дал ответы на многие вопросы? Дай бог, чтобы помогли они спортсменам, чьи судьбы сломались о бойкоты, прошлый и нынешний. И вразумили снобов из МОК, возомнивших вдруг, что олимпийское движение обойдется без сильнейших спортсменов планеты. Без России.

Серии выходят по одной, каждую субботу, показ продолжится до середины сентября. Включайте, смотрите, думайте.

Фоторепортаж