«Успокоительное» для Ануя

13:15, 24 марта 2015г, Общество 1537


«Успокоительное» для Ануя Фото №1

Регион наш называют и аграрным, и туристическим, и промышленным – и все это правда. Но жизнь после паводка заставила нас посмотреть на него еще и как на край мостов. Стихия разрушила многие из них, и только в прошлом году были восстановлены и построены вновь 66 переправ через большие и малые реки края.

Почему их уносит

14 новых объектов – это планка «Алтайавтодора» на 2015 год. Строительство идет, из федерального бюджета на эти цели региону выделено 680 миллионов рублей.

Вопросы, которые чаще всего задают наши читатели, пережившие стихию, мы адресовали начальнику отдела мостов «Алтайавтодора» Андрею Лавренову:

– Андрей Борисович, замечательно, что реконструированы объекты, пострадавшие от большой воды. Но устоят ли они, если паводок прежней силы повторится.

– Гидрологические события конца мая – начала июня 2014 года уже вошли в историю края как рекордные, уникальные. В этом мы ориентируемся на прогнозы гидрогеологов, полагающих, что паводка прошлогодней силы не будет. Но есть вероятность, что пострадают 24 объекта. За ними пристально наблюдаем, ведем разведку ледовой обстановки, если потребуется – усилим мостовые конструкции. А за те мосты, что мы к концу года восстановили и построили в капитальном исполнении, жители могут не беспокоиться.

– У какой из алтайских рек характер оказался самым крутым?

– Самый капризный, на мой взгляд, Ануй – рекордсмен по количеству мостов. В разных местах его перекрывают 30 переходов. Эта река за сутки отрезала все поселения и смыла все некапитальные сооружения. Чтобы понять, почему уносит мосты, надо увидеть, как поднимается вода. Потоком сносит с берега деревья, и если габариты моста не позволяют пропустить весь этот мусор, подмостовое пространство забивается, конструкции не выдерживают. И сейчас мы строим с увеличенными габаритами подмостового пространства и ледорезами. В прошлом году больше всего мостов мы поставили как раз на горных реках в Солонешенском и Чарышском районах.

Заказали понтонный

– В прошлом году гражданскому населению хорошо помогли военные,  установив семь понтонных переправ…

– Да, армия отреагировала оперативно, спасибо людям в погонах. Но лучше заранее принять меры. В этом году на Красноярской судоверфи мы заказали пробную модель понтонного моста, 100 погонных метров такой конструкции стоит 50 миллионов рублей. 

– Почему нельзя загрузить заказами на такую продукцию мощности машиностроительных предприятий Алтайского края?

– Потому что выполнять их имеют право предприятия, имеющие спецдопуск на производство таких работ. На Алтае таких нет.

– А как с металлоконструкциями для мостов?

– Это, как правило, типовые проекты, мы загружаем такими заказами местные заводы. Их, например, изготавливают «Мостоотряд» и Новоалтайский завод металлоконструкций. Кроме того, профильные предприятия по выпуску мостовых конструкций есть в Кургане, Улан-Удэ, Кемерове, Новокузнецке.

Что делать, если смыло мост

– Что делать жителям небольших отдаленных сел, если смыло мост, не стоящий на балансе ни муниципалитета, ни края?

–  Сегодня у муниципалитетов есть так называемые дорожные фонды на ремонт мостов и дорог, которыми они сами распоряжаются. Но если не удается решить своими силами социально значимую проблему, обращаются к нам. Помогаем. За последние три года мы построили заново и взяли на свой баланс пять таких мостов в Усть-Пристанском, Троицком, Шипуновском и Локтевском районах.

– А что подразумевается под социальной значимостью?

– В случае если это единственная связь с миром. Потому что дорогу в обход строить, как правило, дороже. Особенность и проблема Алтайского края – большие территории и множество удаленных сел. Вы только вдумайтесь в цифры! На балансе «Алтайавтодора» содержится 774 моста, и это без учета тех, что находятся в ведении Федерации и муниципалитетов. Наши рекомендации главам территорий: не пренебрегайте вниманием к таким объектам и своей обязанностью их обслуживать. Если у вас нет ни возможностей, ни специалистов по мостовым конструкциям, обращайтесь к нам.

Фоторепортаж