Музыкант ездит из Новосибирска в Барнаул, чтобы учить детей играть на армянском барабане

16:14, 23 июня 2024г, Культура 435


Музыкант ездит из Новосибирска в Барнаул, чтобы учить детей играть на армянском барабане Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Наверное, надо очень любить детей, своих учеников, чтобы каждую неделю ездить из Новосибирска в Барнаул, учить их игре на армянском барабане, как это делает Арутюн Давтян, музыкант, преподаватель игры на национальных музыкальных инструментах.

«Никто не ушёл»

Далеко, за тысячи километров от Сибири, остался его родной Ереван, где Арутюн окончил школу и факультет культуры педагогического университета. В 2017 году он переехал в Новосибирск, с тех пор руководит ансамблем национальных ударных инструментов «Арагац», работает в Доме национальных культур имени Геннадия Заволокина, дважды лауреат открытого международного онлайн-конкурса «Музыка моего народа как национальное достояние».

Четыре месяца назад появилась в его жизни новая история. По приглашению Союза армян Алтайского края музыкант занимается теперь и с барнаульскими ребятами – участниками вокально-хореографического ансамбля «Арцах».

В Армении у него было 27 учеников, в Новосибирске сейчас 25 да в Барнауле 29. Немало для совсем еще молодого педагога и артиста.

Сам он ссылается на сарафанное радио, работающее лучше всякой рекламы:

– Нам даже приглашать никого особо не пришлось. Зрители, которые бывали на моих выступлениях в Алтайском крае, снимали видео, делились ими друг с другом, смотрели, как играли мои ученики. Я ведь со второго курса вуза преподаю, в Армении вел уроки в музыкальной школе. Желающие учиться очередь занимали, родители надеялись на отчисление кого-то из детей, чтобы записать на это место своего ребенка. Но никто не ушел. Так что я – достаточно опытный педагог, а подходы к каждому ученику осваивал на практике. Как правильно ставить руку, как сделать так, чтобы детям было интересно. На занятиях мы устраиваем игры, маленькие соревнования. Они так вдохновляются, когда видят, что могут еще лучше играть!

Движение рук

Дхол – ударный инструмент настолько древний, что фрагменты его находят в Армении в раскопках культурных слоев 1–2 тысячелетия до н. э. Он был главным в ритуалах, посвященных культу древней богини Анаит, и призывал армян к военным походам.

А поскольку инструмент этот малоизвестен в России, обыватели обычно рассуждают так: барабан – не пианино, не скрипка, чему там учиться-то, колоти себе да колоти … Но стоит всмотреться в сложную партитуру рук, и не веришь ни глазам своим, ни ушам. Ребятишки держат сложнейший ритмический рисунок, соблюдая все оттенки звучания. Постановка пальцев и ладоней, напряженность или расслабленность кистей – от малейшего движения зависит, будет ли звук глухим или звонким, острым и акцентированным, как Кавказские горы, или смягченным, плавным, как плывущий танец прекрасных волооких девушек.

– Набирая группу, я прослушиваю каждого ребенка. Прохлопываю определенный рисунок – он должен его повторить. Чувство ритма – главное для барабанщика. И слава богу, до сих пор мне не встретился ни один, ребенок без способностей. Все дети талантливы. Я даже представить не могу, что мог бы сказать нет тому, у кого-то бы не получилось, – улыбается педагог.

Занимаются у него в основном мальчики. Так сложилось исторически, дхол – мужской инструмент. Но это не значит, что девочкам путь в группу заказан, есть они и среди учеников Давтяна. Например, ярхушта – танец боевой, исполняется мужчинами, потому и за барабанами тоже они. А берд, в переводе «крепость», выводят вместе юноши и девушки. Есть, конечно, нюансы, по словам педагога. Девчоночий стиль исполнения мягче и нежнее мужского.

Комфортно ли музыканту и его инструменту здесь, в равнинной Сибири? Как мне думалось ранее, им привычнее акустика гор, отражающих и умножающих энергетику барабанного ритма. Ассоциации сибиряков совершенно однозначны. Музыка Кавказа – это дхол, зурна и дудук. А вот что думает по этому поводу собеседник:

– Когда я выхожу на сцену в Сибири, в Алтайском крае или Новосибирске, вижу, как реагирует зал. Возможно, кто-то из зрителей никогда не слышал раньше, как звучит дхол, но это неважно. Люди не могут устоять на месте – пританцовывают, хлопают, иногда плачут. Потрясающая волна эмоций идет. И у меня энергии прибавляется, чтобы работать дальше.

В десять раз больше

Барнаул, проспект Ленина, 54. Адрес Центра армянской культуры знаком каждому, чью душу тронули музыка и речь этого красивого народа. 130 детей в трех возрастных категориях занимаются с опытными педагогами вокалом и хореографией. В Школе шахмат имени Тиграна Петросяна разыгрывают сложнейшие партии будущие гроссмейстеры многих национальностей. А на уроках в воскресной школе постигают язык предков и ребятишки, и взрослые в основном из смешанных семей.

Гарик Геворгян, лидер Союза армян Алтайского края, член Общественной палаты региона, рассказал «АП»:

– В следующем году нашей организации исполняется двадцать лет. Все это время идут бесплатные занятия для детей. Мы хотим, чтобы они учились, не забывали свои корни, познавали нашу культуру и традиции. Но в последнее время интерес к ним наблюдается не только у этнических армян.

Вместо послесловия. По данным Росстата за 2024 год, в Алтайском крае проживает 2 115 308 человек. Основной процент – русские, причем так обозначают свою этническую принадлежность и люди из смешанных браков; например женщины, поменявшие фамилию после замужества. Далее следуют немцы (3%), украинцы (2%), а четвертое место делят казахи, татары, белорусы и армяне (по 0,3%). Получается, около 6,5 тысячи человек. Но Гарик Меграбович полагает, что реальная цифра раз в десять больше. В официальную статистику могут не входить дети от смешанных браков, люди, приехавшие на Алтай учиться или работать, но не имеющие здесь постоянной регистрации, гражданства.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж