Сто настроений карандаша: выставка Татьяны Ашкинази открылась в Барнауле

15:10, 09 июня 2016г, Культура 1770


1
1

В нашей жизни много ярких красок, но иногда по-настоящему их можно увидеть только на рисунке, на котором на первый взгляд присутствуют только два цвета – черный и белый. А потом многообразие оттенков простого карандаша буквально вспыхивает настроением, мыслями и чувствами, которые понятны всем и каждому.

Прогулки по выставке

Карандашные рисунки Татьяны Ашкинази настолько полны, понятны и совершенны, что, кажется, узнаешь места, которые в работах серии «Идиллия». Овцы около сеновала старательно вытягивают пучки сушеной травы, смотришь и буквально чувствуешь запахи дождя. А на следующем уже пасутся коровы. Чуть дальше взгляд натыкается на небольшой домик, рядом с которым заросли травы, кустарника. Все это тоже знакомо, выписано из моего детства. И в этом восприятии я не одинока: недалеко посетители выставки остановились перед рисунком «Внучка». Каждый из них вспоминает свой ковер с оленями, железную кровать с занавесочкой и алоэ на бабушкином окне.

Идем дальше. Здесь тоже детство, только уже не мое. В карандашном исполнении на вязаном половичке сладко спит моя дочка. Нет, речь идет не о портретном сходстве – о настроении. Мне кажется, каждая мама увидит на этом рисунке свою девочку.

А на противоположной стене – настоящее буйство красок. Цветочница с площади Октября,  дама в красной шляпке и нависший над ней типичный представитель городской хулиганистой молодежи – практически ежедневная сценка в общественном транспорте. На соседнем портрете узнаю свою коллегу.

На отдельной витрине снова возврат к детству, теперь уже в виде книжек. Ярких, детских и всем знакомых. Татьяна Ашкинази оформила более 20 книг, среди которых «Мойдодыр» Корнея Чуковского, «Бабушкин клубок» Василия Нечунаева, сборник сказок «Волшебные часы», «Чудеса в решете» Самуила Маршака, «Легенды Горной Колывани» Александра Мисюрева.

Рисую глазами

Татьяна Викторовна рассказывает, что на выставке в арт-галерее Щетининых представлены и очень старые работы, к примеру, сделанные еще в 1973 году, и совсем недавние. По ее замечанию, нужно посмотреть и определиться, в какую сторону двигаться дальше. Это полезно, а уж чем оно обернется… Причем, по словам самой художницы, процесс этого самого определения спонтанен и логически ни с чем не связан, просто откуда-то приходит понимание.

Наверное, дилетантский вопрос, и все же не могу не задать: «А есть любимые ваши работы или чем-то особенно запомнившиеся?»

– Пока рисуешь, они все любимые, по-другому не бывает. А вот потом что вышло, то вышло, и судить о них не художнику.

Ее сюжеты взяты не просто из жизни – с соседней улицы, и это не оставляет равнодушным.

– Вон та дамочка в красной шляпе, а рядом с ней гопник. Это две фигуры, увиденные совершенно в разное время, но которые смогли воплотиться вот так. Часто бывает, увидишь что-то, а потом несешь в мастерскую практически в горсточке. Я много рисую с натуры и постоянно у меня ученики. Они важны, так как тренируешь себя, глаз, учишься у них чему-то, – и тут же вспоминает свое ученичество: – Мне всегда было мало классического двухчасового рисования два раза в неделю. Мой учитель Василий Федорович Рублев говорил: «Рисуй глазами!» Я именно так до сих пор и делаю.

Один из гостей выставки – известный архитектор, художник и писатель Сергей Боженко. Он, как и Татьяна Ашкинази, является учеником Василия Рублева. Неудивительно, что ее работы он воспринимает именно через призму работы со своим учителем.

– Творчество Татьяны Ашкинази обусловлено влиянием Василия Рублева. Чувствуются его стиль, его подходы. Однако она не остановилась на достигнутом, а пошла дальше искать свою манеру. И у нее получилось, – сказал он.

Дом, который построил…

Эта выставка примечательна еще и тем, что находится теперь в одном из немногих мест, где можно познакомиться с творчеством алтайских художников – арт-галерее Щетининых. Выставочный зал Союза художников был передан музею «Город», а Художественный музей пока только в ожидании окончания реконструкции здания, в котором, надеемся, места хватит всем.

– Можно с разных позиций оценивать, кто виноват в том, что это произошло. Но ясно одно: Союз художников лишился своего дома, – говорит художник Ирина Щетинина.

Мастера кисти и карандаша, несмотря на определение «богема», которое традиционно навешивают, люди не тусовочные. Да и творчество это не предполагает регулярной встречи с коллегами. Однако они нужны, чтобы понимать, чем дышат другие, найти собственное место и получить то самое движение к развитию, о котором говорит Татьяна Ашкинази. Раньше с этой задачей справлялись поездки на пленэры, работа на творческих дачах и, конечно, выставки.

Мало кто будет спорить с утверждением, что знакомство с изобразительным искусством нужно и обычным людям. И это пытаются дать в арт-галерее Щетининых, сетуя на то, что для настоящего размаха маловат зал. Тем не менее получить представление о манере художника Татьяны Ашкинази, а может быть, даже влюбиться в ее рисунок вполне возможно. И если вы еще не были в арт-галерее – сходите,  до 20 июня у вас есть прекрасная возможность – именно до этого времени продлится выставка художника.

Фоторепортаж