Алтайский мастер Валентина Чемекова мечтает создать этнографический центр

10:00, 26 декабря 2015г, Общество 2049


1
1

Фото Сергей БАШЛЫЧЕВ

Под баюкающее вращение гончарного круга из чутких прикосновений рук мастера к бесформенному куску глины миру является крынка, некогда непременный атрибут сельской кухни, а теперь уже экзотика. Гончарной мастерской Валентины Чемековой три года. Со дня ее открытия она шаг за шагом идет к своей мечте – создать этнографический центр, каких до сих пор нет на туристических картах края.

Как котёнок в руках

Посуду мастерица лепит из глиняного «теста» по технологии, которой не одна тысяча лет. А потом пытает изделия на прочность жаром и вынимает из муфельной печи только что обожженными, вкусно мерцающими темным шоколадом глазури: «А вот кому чашечку с пылу с жару?» В одном из старинных купеческих особняков Змеиногорска гончар оборудовала и мастерскую, и лавку, в которой туристы выбирают то, что пришлось по душе. Кто – деревенский кувшин, кто – фигурку городецкой росписи. Для гостей – экскурсия в пространство, заполненное шпателями, резцами, емкостями с сырцом. Наблюдая, как круг за кругом сырая глина обретает форму и цвет, борюсь с желанием погрузить руки в послушное эластичное «тесто». «Попробуй», – смеется мастерица. Шелковые касания будят память о царствах-государствах, которые еще детьми мы взапой лепили из пластилина, насмотревшись мультиков «Пластилиновая ворона» и «Падал прошлогодний снег». За 10 минут глина забрала у меня и усталость, и головную боль.

– Едва начинаю работать, уходят невзгоды и хвори. Возьмите в руки кусочек глины, эластичной, чистой, мягкой. Ощутите чудесный тактильный эффект. Словно котенка в руках держишь... Учеников, когда они садятся за круг, я прошу приложить к этому комочку всю любовь, на какую способно сердце. Глинотерапию проводим на мастер-классах, благотворительных акциях для ребят с ограниченными возможностями.

Знаки судьбы

Ничего не происходит случайно. С этим мастерица не спорит и давно уже научилась читать знаки судьбы, следовать им. Ее роман с глиной длится всю жизнь, с самого детства. Семья Вали жила в Уржуме, в поселке кирпичного завода. Глинолечением там специально никто не занимался, но заводские рабочие не болели – таким был побочный эффект производства. За кирпичом из Уржума приезжали покупатели со всей страны. Секрет мастеров – в опилках, добавляемых в смесь перед обжигом. Они давали прочность и долговечность. Технология, уже почти утраченная сегодня.

Отучившись на строителя, девушка уехала работать в Калининградскую область, вышла замуж за Игоря Есина, ныне известного в Змеиногорске поэта, барда, собирателя легенд и сказаний. Свели их одержимость идеями Рериха и одна на двоих мечта – когда-нибудь переехать на Алтай, в будущий центр мира. Судьба подала знак, когда Валентина уехала на учебу в знаменитой экспериментальной школе педагога-новатора Михаила Щетинина, что в поселке Текос Краснодарского края. Семейная же легенда такова. Во время восхождения на гору Острую Валентина Павловна нашла два красивых камня с цветными прожилками. Вернулась домой, показала один из них главе семейства. Игорь Иванович, долго рассматривая минерал, зачем-то приложил его к карте Калининградской области. Контуры совпали!

Следуя правилу читать знаки судьбы, они гадали, для чего же послан второй камушек. И только в 2003 году, когда на семейном совете приняли решение переехать на Алтай, додумались посмотреть карту края. Приложили к ней оба камня – сложилось как влитое знакомое нам всем очертание сердца, целостная картина их идеального гармоничного мира, Калининградская область, где родились дочери Елена и Настя, и Алтайский край – родина будущих творческих проектов этой талантливой семьи. Нижняя, самая яркая прожилка судьбоносного пазла указывала на Змеиногорск, где жил и работал Альфред Хейдок, любимый ученик Рериха. А дальше заработала теория шести рукопожатий. По цепочке едва знакомых друг другу, но очень отзывчивых людей Игорь, Валентина, Лена и Настя попали в самый, пожалуй, загадочный город Алтайского края, обзавелись домом и новыми друзьями. О поступке, который многие считают чудаковатым (Игорь Есин ради идеи жить на Алтае ушел с денежной работы в компании «Лукойл»), Чемековы – Есины не пожалели ни разу.

Бабки знали толк

Три года назад Валентина Павловна написала бизнес-план и выиграла грант на открытие гончарной мастерской – 300 тысяч рублей, которые пошли на покупку муфельных печей и гончарных кругов. Мастерице на тот момент было 52 года.

– Я никогда не думала, что буду заниматься посудой. А мне хотелось творить, а не дожидаться старости сидя на диване, – вспоминает собеседница. – Да, поднимать свое дело и платить одновременно по кредитам не просто. Чтобы встать на ноги, нужно время. Но без своей мастерской я уже не могу жить.

Казалось бы, зачем возрождать древнее и трудоемкое гончарное ремесло, если магазины завалены посудой на любой вкус, из любых материалов? Чемековский феномен в том, что ряды ценителей ее авторских глиняных изделий растут. Чтобы самой на практике убедиться в термостатических и бактерицидных свойствах материала, Валентина Павловна ставила опыты и эксперименты. Так доказала, что глиняный сосуд в жару и впрямь долго хранит воду и молоко прохладными, а продукты свежими. Как-то мастерица на неделю «забыла» в духовке гречневую кашу, приготовленную в горшочке. Она не испортилась! Видать, знали наши бабки толк в посуде.

– Человек не должен есть то, что хранится в «химической» посуде из пластика или низкосортного металла. А сколько вредного мы поглощаем с остатками моющих средств! Сосуды из глины рекомендуется мыть с содой или сухой горчицей, безвредными для человека.

Чтобы авторская керамика служила людям верой и правдой, Валентина Чемекова соблюдает некоторые технологические тонкости. Так,  не всякое сырье из окрестностей Змеиногорска годится в гончарное дело. Есть здесь глина красная, голубая, белая, но важна степень жирности. Если сырье тощее, изделие рассыплется еще до обжига. А слишком жирное даст трещины. Пропорции и консистенцию «теста» гончар определяет на глаз, интуитивно. А чтобы сосуд стал герметичным, годным для хранения жидкостей, пропитывает его молоком. Молочный обжиг закрывает поры, придает красивый цвет – от янтарно-медового до черного.

Вопрос о творческих планах мастерицы – ну как без него?!

– Создать культурно-этнографический центр, сибирскую усадьбу, в которой будут представлены все наши исконные алтайские ремесла – от ДПИ до плетения из лозы. Это цель, к которой я иду не слишком быстро, но дойду обязательно, – пообещала мастерица.

Фоторепортаж