Нырнуть в творчество

17:29, 12 июля 2021г, Культура 1276


Нырнуть  в творчество Фото №1
Нырнуть  в творчество Фото №2
Нырнуть  в творчество Миниатюра №3
Нырнуть  в творчество Миниатюра №3

Фото Евгений НАЛИМОВ

В Художественном музее Алтайского края открылась персональная выставка Николая Панченко «Я люблю эту землю», посвященная 70-летнему юбилею художника.

В экспозиции около 40 жизнерадостных пейзажей, портретов и натюрмортов, и это лишь небольшая часть того, что было в мастерской автора.

Несмотря на внушительный юбилей, для Панченко это первая персональная экспозиция на самой престижной выставочной площадке края. Он шутит: «Я же молодой художник, меня только в 2016 году в Союз приняли!» Просто с 1978 года выпускник Новоалтайского художественного училища руководил в Завьяловском районе оформительской мастерской и всей отраслью культуры. Открывал художественное отделение в местной школе искусств, стоял у истоков создания мемориала Славы, заботился о творческих коллективах, преподавал. Пришедшие на вернисаж друзья и собратья-художники радовались, что с административной работой покончено и он может целиком посвящать себя искусству. Николай Владимирович протестовал: «Это тоже было интересно! Я любил эту работу, людей и общение».

Серьёзный отбор

Сотрудники ГХМАК признавались: работая над экспозицией, они впервые по-настоящему открыли для себя этого автора. «Не секрет, что видеть одну-две, даже пять работ на коллективной выставке для искусствоведа очень мало, чтобы делать какие-то выводы о художнике», – говорит замдиректора музея по нау-
ке Наталья Царёва.

– Мы пересмотрели большую кипу работ. Отбирать их было сложно, потому что все они интересные, – рассказал куратор выставки, старший научный сотрудник музея Александр Федотов. – Но наши залы сейчас вмещают не так много, приходится наступать на самолюбие художника и свое собственное желание показать как можно больше. И здесь произошел серьезный отбор. За несколько дней до открытия работы уже были развешаны, люди смотрели, а выходя, улыбались. Мы спрашивали, как им выставка, они отвечали: «Хорошие работы, и на душе легко».

Сейчас в музейных залах представлены произведения Николая Панченко, начиная с 1975 года, когда он был еще студентом НГХУ. Хотя большинство все же написаны в последние годы. Названию выставки они абсолютно соответствуют: «В них действительно разлиты любовь и восторг – те чувства, которые художник испытывает перед природой, питает к героям своих портретов», – говорит Царёва.

С детства с карандашом

Гости вернисажа говорили, как несколько лет назад на краевых выставках вдруг стали появляться интересные работы Панченко, настолько своеобразные, что художники даже запомнили, где именно они висели в зале. В 2009 году художник ушел с должности председателя районного комитета по культуре и с этого момента, по собственным словам, «нырнул в творчество и больше не выныривал». Даже когда пришлось вернуться на административную работу еще на два с половиной года, живопись он уже не бросал. Определенный толчок к творчеству дали художники Анатолий и Ирина Щетинины, побывавшие у него в гостях и решившие привлекать Николая Владимировича к поездкам и пленэрам.

– Сколько себя помню, с детства я с карандашом, – рассказывает Николай Владимирович. – Родился в селе Родино. Отец был трактористом, мать не работала – нас у нее было четверо. Однажды я зашел в Дом культуры, а там мои одноклассники рисуют. Я к заведующему Ивану Васильевичу Крахмалёву: «А я почему не здесь?» Он дал мне задание, а когда я принес свои рисунки, то стал его учеником. Получал стипендию 40 руб-
лей! Потом месяца через три мы уже стали мастерами, начали зарабатывать по 70–80 рублей. Отслужив в армии, я на второй день после возвращения был опять на этой работе…

Занимались в мастерской Крахмалёва в основном оформительской работой. Но учитель заставлял своих ребят делать рисунки, заниматься живописью, устраивал выставки и вообще был настоящим энтузиастом. И этой подготовки Николаю Панченко и его другу Степану Федерко хватило, чтобы в 1974 году поступить в недавно открывшееся Новоалтайское художественное училище. По словам Панченко, именно из-за Крахмалёва несколько десятков уроженцев Родинского района впоследствии вступили в Союз художников и сегодня работают на Алтае, в Новосибирске, Санкт-Петербурге и Москве.

Краска на краску

Еще один уроженец села Родино и член Союза художников, известный живописец Василий Кукса вспомнил на открытии выставки, как в шестилетнем возрасте смотрел на студентов Панченко и Федерко, приехавших на этюды, завидовал и мечтал тоже стать художником.

– Все оттуда началось, – говорит Кукса. – Потом мы были формально знакомы, а тесно стали общаться где-то с 2010 года, когда начали ездить на пленэры. Мы с Николаем даже умудрились своим ходом съездить на «Академичку» (Дом творчества «Академическая дача им. И.Е. Репина» в Тверской области. – Прим. ред.). Я рад, что его административная жизнь осталась позади, а началась творческая и серьезная. Работоспособность у него огромная, как ему ни позвонишь, он у мольберта!

Уехав из родного Родино, художник в итоге прикипел душой к Завьялово. «У меня в Барнауле есть мастерская. Мне без города плохо, все-таки общение – здесь. Но у меня и дома большая мастерская, и там работается спокойнее. Здесь пообщался, а туда приехал и пиши».

Кстати, любимые художники у Николая Владимировича – французские импрессионисты Мане, Дега, Ренуар. И искусствоведы находят в его собственных работах следы их влияния. «Я всегда хочу добиться твердого рисунка, даже в пейзаже «поставить все на место», – говорит он. – Но писать мне хочется такими мазками, чтобы краска на краску, слой на слой, чтобы просвечивало. А уж как получается, я не знаю, пусть об этом специалисты говорят. Наше дело – 
красить больше».

Выставка будет работать до 17 июля.

Фоторепортаж