Не «спс», а «спасибо»
16:58, 15 марта 2016г, Культура 1678
– Русский язык в опасности! – слышатся обеспокоенные голоса. И неспроста беспокоятся: картина-то складывается угрожающая. В интернет-общении стали привычными слова-калеки «спс», «здрв», «норм». Рекламные вывески пестрят ошибками, зачастую намеренными. Из уст журналистов звучит просторечная и сниженная лексика.
Привлечь внимание людей к современному состоянию русского языка попытались сотрудники Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования. Они провели «круглый стол» на тему «О функционировании русского языка как государственного: язык рекламы, СМИ, интернет-общения». На помощь они призвали учителей русского языка и литературы, преподавателей вузов и представителей СМИ. Вместе они обсудили проблему снижения языковой культуры молодого поколения.
– Интуитивная грамотность формируется через создание библиотечки зрительных образов слов. Они закрепляются в сознании. Это то, что не дает нам развивать функциональную грамотность, – отметила сотрудник АКИПКРО кандидат философских наук Лариса Федоровна Шелковникова.
Неправильные образы слов, сознательно транслируемые рекламой и СМИ, окружают молодежь. Эти образы закрепляются в голове как верные или формируют представление, что искажение языка – норма. Отсюда пренебрежение всеми правилами русского языка.
Людмила Касаткина – редактор школьной газеты барнаульской СОШ № 132. Она не понаслышке знает, что такое молодежный сленг. Каждый день она сталкивается с творчеством юнкоров.
– Дети вводят в свою речь, особенно письменную, некий стеб. Они начинают писать на своем языке, содержащем просторечную, настолько сниженную лексику. Им кажется, что это здорово. На их языке это красочно, – описывает она язык школьников.
Людмила Андреевна считает, что красоту и образность надо искать в литературном языке, а не в жаргоне. Именно этому – владению родным языком – надо учить детей.
Чему учить – понятно. Остается вопрос – как? На него предложили ответить участникам «круглого стола», поделившись своим опытом преподавания.
Пропаганду русского языка и бережного к нему отношения учитель русского языка и литературы барнаульской школы № 132 Ирина Кочетова ведет через Интернет.
– Социальные сети – это не только зло, где безграмотно пишут. Это место, где учитель может ненавязчиво заставлять детей учить те или иные правила или прочитывать полезную информацию, – считает она.
Активным пользователем социальной сети «ВКонтакте» Ирину Гургеновну сделали ученики. Теперь она активно ведет с ними переписку, делится полезной информацией из тематических групп, проводит опросы, представляет правила в интересных картинках. По словам Ирины Кочетовой, если ученики делают ошибки, она старается их исправлять. Интернет для ее воспитанников из свободного пространства превратился в территорию ответственности. Упасть лицом в грязь перед учителем хочется далеко не всем.
Интересный подсчет произвел автор учебных пособий Виктор Торшин: с 5 по 11 класс школьник должен одолеть 460 книг, включая литературу для допчтения. Если вспомнить объем классических произведений, то цифра покажется нешуточной. Но современный школьник очень мало читает, хотя от причастности к лучшим образцам художественной литературы зависит во многом уровень владения языком. Часто это происходит по причине нехватки времени, а также причиной может послужить и отсутствие интереса. А откуда взяться интересу, если книгу анатомируют, как Базаров лягушек?
О том, как вызвать интерес к чтению у школьников, рассказала учитель русского языка и литературы барнаульской гимназии № 22 Елена
Кердева:
– Привить вкус к чтению в школьном возрасте, на мой взгляд, невозможно. Мы можем его только корректировать, стимулировать различными способами.
Широкий ряд способов, испробованных на собственном опыте, она предложила коллегам: читательские дневники, конкурсы чтецов, просмотры фильмов и спектаклей, творческие задания, исследовательские работы. Елена Александровна привлекает своих учеников к модному сегодня движению буккроссинг (обмен книгами). У них это мероприятие называется «Последняя книга»: каждый должен рассказать одноклассникам о последней прочитанной книге, да так, чтобы к нему выстроилась за ней очередь.
Ольга ТЕРЕНТЬЕВА