Как в барнаульском театре кукол прошла премьера «Русалочки»

19:15, 21 октября 2023г, Культура 814


Как в барнаульском театре кукол прошла премьера «Русалочки» Фото №1
Как в барнаульском театре кукол прошла премьера «Русалочки» Фото №2
Как в барнаульском театре кукол прошла премьера «Русалочки» Фото №3
Как в барнаульском театре кукол прошла премьера «Русалочки» Фото №4
Как в барнаульском театре кукол прошла премьера «Русалочки» Фото №5
Как в барнаульском театре кукол прошла премьера «Русалочки» Миниатюра №6
Как в барнаульском театре кукол прошла премьера «Русалочки» Миниатюра №6
Как в барнаульском театре кукол прошла премьера «Русалочки» Миниатюра №6
Как в барнаульском театре кукол прошла премьера «Русалочки» Миниатюра №6
Как в барнаульском театре кукол прошла премьера «Русалочки» Миниатюра №6

Фото Евгений НАЛИМОВ

В театре кукол «Сказка» впервые сыграли новую «Русалочку» – премьера спектакля по Гансу Христиану Андерсену прошла в воскресенье, 15 октября. Творческая команда из Санкт-Петербурга создала на сцене таинственный и правдоподобный подводный мир, в который с удовольствием погрузились корреспонденты «АП».

Вообще-то возрастная маркировка предназначает эту волшебную историю зрителям 6+. В театре и вовсе советуют приходить с детьми от семи-восьми лет – в этом возрасте как раз хочется поразмышлять на непростые темы и уже можно принять отсутствие хеппи-энда. Но корреспонденты «АП» застали на первом показе крошек четырех-пяти лет, которые тоже нашли зрелище достаточно увлекательным, хоть и не все, кажется, поняли (особенно финал). К тому же перед спектаклем и после него в фойе детей ожидала фотозона, оформленная в морских цветах, где примерить золотую корону могли все желающие – в них недостатка, конечно, не было.

Впечатление глубины

«В открытом море вода такая синяя, как васильки, и прозрачная, как стекло. Можно подумать, что витаешь высоко в воздухе, причем небо у тебя не только над головой, но и под ногами. Со дна моря было видно солнце, похожее на цветок, из которого льется свет» – с таких слов начинается сказка, и художник-постановщик Наталья Бакулева придумала затянуть сцену зеленоватой прозрачной сеткой, по которой плавали поразившие детей стайки рыбок, а за ней, как в толще темной воды, мерцали русалочки – большеглазые куклы с жемчужными ожерельями, нежными рыбьими хвостами и пышными волосами, которые как бы клубятся и развеваются в воде.

Солнце тут и правда похоже на цветок, точнее, на витражное окно в форме цветка, сквозь которое в подводный мир льется сложный оранжево-зеленый свет, а о человеческом мире напоминает только затонувшая мраморная статуя мальчика. Свет в этом спектакле вообще невероятно важен – именно он создает впечатление глубины, так что впервые в театре «Сказка» над световой партитурой работала приглашенная художница Ксения Козлова из Санкт-Петербурга.

В этом мире и живет юная мечтательница Русалочка (актриса Василина Ремезова), которой вот-вот должно исполниться пятнадцать, и ей впервые позволят подняться на поверхность моря. Больше всего ее интересует мир людей, о котором она расспрашивает бабушку и старших сестер и уже заранее очарована – там люди не имеют хвостов и ходят на двух «подпорках», а «рыбы» поют на деревьях. Первое столкновение с неизвестной вселенной оборачивается для нее влюбленностью в 16-летнего принца (Роман Баталов), потерпевшего кораблекрушение и спасенного из пучины морской. Ради него Русалочка готова навсегда отказаться от семьи и от своего прекрасного голоса, который в виде платы за человеческие ноги забирает коварная морская ведьма (пугающе красивая Мария Невретдинова), окруженная весьма неприятной свитой. Вот только своей спасительницей очнувшийся на берегу принц считает совсем другую девушку, а в безмолвной Русалочке (уже не кукла, но трепетная актриса в живом плане) видит лишь друга.

Будет что обсудить

«Недавно мы осознали, что для театра кукол Андерсен – как Чехов для драматического театра, материал, на котором можно делать и классические спектакли, и экспериментировать, – говорит заместитель директора «Сказки» по творческой работе Нина Позднякова. – В нашем репертуаре есть еще «Гадкий утёнок» и «Снежная королева», премьеру которой зритель увидит зимой. И вот «Русалочка» – нежная, трогательная, в ней много ярких придумок, за которыми стояли муки рождения: цвет ткани такой или не такой? Нужно посветлее или потемнее, чтобы создать иллюзию толщи воды?»

Режиссера Екатерину Ложкину-Белевич барнаульские зрители уже знают по спектаклю «Легенда о добром Л.» – на сцене театра «Сказка» эта простая история о слишком наглых нахлебниках одного Лося получила волшебное, сновидческое измерение (художником тогда тоже выступила Наталья Бакулева). Но в своей новой барнаульской постановке-притче режиссер оставила зрителям даже больший простор для фантазий и догадок. Как известно, у сказки Андерсена печальный финал: по условиям договора с морской ведьмой женитьба принца на другой для Русалочки означает смерть. И ее уход обставлен так деликатно, что присутствовавшие на спектакле малыши даже не поняли, куда делась главная героиня.

– Больше всего нам нравится интонация общения режиссера со зрителем, – говорит Нина Позднякова. – Она ничего не объясняет нарочито, не пытается растолковать: «Вот он ту полюбил, а ее не полюбил, и она умерла». И в этом есть уважение к зрителю.

Кстати, с идеей, что на спектакль все же стоит приводить детей постарше, можно согласиться: в оригинальной сказке немало места занимают рассуждения о бессмертной душе, которой у русалок нет, а без нее нет и загробной жизни, есть только пена морская. Кажется, для малышей эти идеи могут быть слишком абстрактными. Но младшим школьникам тут будет что обсудить с родителями.

Фоторепортаж