Когда Ватсон умнее Холмса: чем заинтригует новая криминальная драма

15:15, 08 сентября 2024г, Культура 100


Когда Ватсон умнее Холмса: чем заинтригует новая криминальная драма Фото №1

В прошедшем августе поклонники телесериала «Венская кровь» («Убийства по Фрейду») смогли оценить новые истории в четвертом сезоне захватывающей исторической криминальной драмы от британской компании BBC. Как уже отметили кинокритики, поклонники были рады возвращению знакомых героев. Но в то же время в формат сериала были внесены серьезные изменения, которые заставят часть поклонников критиковать авторов.

Удивила краткость

Если вам понравились предыдущие приключения в Вене 1900-х годов инспектора Оскара Райнхардта (в исполнении австрийца Юргена Маурера) и доктора Макса Либермана (его играет британец Мэтью Бирд), вы будете знать, чего ожидать. Вновь старые улочки Будапешта и Праги изобразят исчезнувшие ныне мрачные переулки бывшей столицы Австро-Венгрии. Бедные кварталы, где живет и полицейский инспектор Райнхардт, ярко контрастируют с блеском высшего общества, куда вхож популярный молодой доктор Либерман. А привычные и по современным сюжетам жестокие преступления и коррупция в полиции разбавлены немного псевдоисторической достоверностью – примитивным техническим арсеналом криминалистов начала прошлого века. 

Это в какой-то мере версия про Холмса и Ватсона, если представить их обмен характерами и способностями. То есть доктор в этом тандеме – ведущий ум, а сыщик (штатный полицейский) – лишь руки и ноги.

Будет снова во всем блеске показана проницательность доктора-психолога, используемая для раскрытия запутанных и кровавых дел. Но удивила все же краткость нынешнего сезона. В нем всего две серии-эпизода по 90 минут каждый. А в первом сезоне, показанном в 2019 году, было шесть эпизодов. Этого все же мало, чтобы достаточно глубоко погрузиться в европейскую политику, приведшую, как мы знаем, к Первой мировой войне. Также этого мало, чтобы показать изменения характеров двух главных героев. Ведь им пришлось на этот раз как бы поменяться местами. К сожалению, в этом сезоне авторы проекта попытались повторить попытку Конан-Дойла расстаться с надоевшим персонажем («Последнее дело Холмса»), и «рукам и ногам» пришлось поработать головой.  

Вместо уголовников – шпионы

В «Вальсе Мефисто», как обычно, Райнхардту досталось грязное дело. Торговец оружием Бургшталлер наконец-то взят под стражу. Но в то время как инспектор был бы рад запереть его и выбросить ключ, преступник предлагает сделку: за свою свободу он раскроет подробности о таинственном и всесильном Мефисто. Амбициозный начальник Райнхардта Штрассер соглашается, но на секретной встрече все приводит к трагедии, когда к дальнейшему расследованию концы обрублены. Кто таинственный убийца, узнавший о секретной встрече? Райнхардту остается лишь поклясться найти этого Мефисто – теневую фигуру, которая передавала секреты Австрии врагам в Сербии.

Но все же напрягает поднадоевшая с 1999 года демонизация сербов в кино, которые на этот раз то срывают саммит австрийцев с русскими, то пытаются убить императора Франца-Иосифа, а не его родственника, как было в реальности.

Без помощника

Конечно, Райнхардт вновь обращается за содействием к Максу Либерману в анализе психологии своего врага. Макс теперь стал уже прославленным представителем фрейдизма, который не только пишет книги, но и недавно вернулся из успешного лекционного тура по Америке. Как обычно, его семья, отец Мендель, мать Рэйчел и сестра Лия, порхают вокруг своего любимчика. Они все не очень рады, когда Райнхардт возвращается в его жизнь. Но все же Макс горит желанием следить за делом, как и его сентиментальная подружка Клара, которая мечтает вместо ведения светской хроники в газете стать политическим журналистом. Ее любопытство особенно велико, когда она обнаруживает, что улики ведут в закрытый от многих игорный дом.

Дальше все становится еще больше похоже на классические детективные истории от авторов из двух прошлых веков, где было много азартных игр, список подозреваемых увеличивается и нарастает заговор, который может ввергнуть Европу в войну. Ставки не могут быть еще выше. Так почему же зрителю может быть все это на самом деле безразлично? Наверное, и потому что слишком много танцев в игорном притоне в поисках подозреваемого, который очевиден с самого начала. И по причинам, в которые не стоит здесь вдаваться, слишком мало на этот раз взаимодействия между Максом и Оскаром. А это было изюминкой сериала в прошлых сезонах в 2019, 2021 и 2022 годах.

Все же есть несколько напряженных моментов во время погони в катакомбах, драки на крыше, преследования по переулкам Вены. Показана и пара исторических мелочей, которые интересно поискать. Но зритель практически ничего не узнает о взаимодействии между двумя главными героями или об использовании Максом психологии для раскрытия дела. Это почти как если бы изначально сюжет сериала не стал историей Либермана. Литературная основа его – последний на сегодняшний день роман Фрэнка Таллиса «Вальс Мефисто», опубликованный в 2018 году. Но от книги почти ничего не осталось, кроме названия.

Разочарование возникает ни в коем случае не по вине исполнителей, которые борются со слабым сценарием. Будем надеяться, что если зритель снова вернется в новых сериях в Вену Райнхардта и Либермана, то в сериале действительно появится немного больше свежести.

Фоторепортаж