На теARTральной площадке «Спичка» прошла премьера моноспектакля «Глазами клоуна»

13:00, 05 июля 2018г, Культура 1682


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

3 июля на теARTральной площадке «Спичка» прошла премьера моноспектакля «Глазами клоуна» по одноименному роману нобелевского лауреата Генриха Бёлля. Алексей Хорьков выступил в качестве режиссера, актера и автора сценического оформления.

Спектакли на «Спичке» – бывшей Барнаульской спичечной фабрике, она же сереброплавильный завод, – идут с 2017 года. Снаружи историческое здание имеет красиво запущенный вид (дополнительную театральность ему, как ни странно, придает защитная зеленая сетка, наброшенная на разрушающийся фасад). Внутри, наоборот, немного таинственный уют. Создатель «Спички» барнаулец Андрей Кондрашевич задумывал ее как пространство творческих экспериментов, и на импровизированной сцене действительно состоялся ряд любопытных премьер, которые сложно представить себе на официальных театральных площадках, а также читки, перформансы и выставки.

Эпоха как фон

Пришедших на премьеру зрителей встречала груда чемоданов, связанных веревкой и сваленных на лестнице, ведущей на второй этаж, где «сцена» и зрительный зал. В начале спектакля их с трудом втащил наверх главный герой Алексея Хорькова – молодой комический актер, или попросту клоун Ганс Шнир, вернувшийся домой в Бонн в трагический момент своей жизни.

Его любимая Мари стала примерной католичкой и вышла замуж за правильного мужчину, а сам он, чтобы забыться, начал пить, потерял ангажемент и сильно разбил колено. В кармане – всего одна марка, а жить без работы предстоит не меньше полугода, пока не забудется скандальное выступление. Выпив и выписав на бумажку тех, у кого можно занять денег, он обзванивает друзей и семью – и в этих разговорах обнаруживает свое полное несовпадение с их миром.

Действие романа, опубликованного в 1960-е, разворачивается в послевоенной Германии, и реалии эпохи то и дело проскальзывают в разговорах Ганса с холодной, лицемерной матерью (из идейных соображений она отправила 16-летнюю сестру героя на войну, где та погибла, а теперь возглавляет комитет по примирению расовых противоречий), отцом – крупным промышленником, братом-богословом. Но для спектакля Алексея Хорькова это скорее фон, пусть и болезненно отторгающий героя, но все же достаточно условный: он, например, не расстается с мобильным, а отец (артист МТА Анатолий Кошкарев на видеозаписи) в какой-то момент звонит ему по скайпу. Главный же нерв спектакля – мучительное переживание разрыва с любимой и осознание жизненного тупика.

Роман и сцена

– У Алексея Хорькова уже был красивый спектакль «Контрабас» по Зюскинду на экспериментальной сцене краевого театра драмы, – говорит театровед и критик Елена Кожевникова. – И он вполне соответствовал названию сцены: очень сложный материал был интересно решен и сыгран. «Глазами клоуна» – вторая его самостоятельная работа, которую я вижу. И у меня ощущение, что Алексей находится в процессе размышлений о театре. Он ищет возможность исповеди через авангардную прозу, пытаясь придумать для нее сценическое воплощение, и в этом отношении многих опережает.

После показа состоялось обсуждение постановки с коллегами, были высказаны критические замечания. Режиссер признался, что ему нужно переварить все услышанное, затем спектакль, возможно, будет меняться и жить дальше. 

Несмотря на то, что это моноспектакль, готовить его помогали многие коллеги-артисты, сыгравшие голоса друзей и членов семьи, которым звонил герой, – это Ирина Клишевич, Анатолий Кошкарёв, Анастасия Дунаева, Вячеслав Сысоев, Анастасия Южакова, Александр Сизиков, Игорь Черепанов и Александр Пальшин.

Мы спросили режиссера, что заставило его взяться за такой материал.

– Это забавная история: я просто открыл электронную книжку своей жены, там было 100 книг нобелевских лауреатов, – рассказывает Алексей. – Увидел название «Глазами клоуна» – а мне всегда нравилась клоунада. Стал читать, и сразу же в голове появилась картинка, начал что-то придумывать. Хотя работать с этим романом было тяжело: читаешь, размышляешь, снова читаешь и сокращаешь. В процессе замыливается глаз, ухо, чувство. Я с этим материалом жил очень долго.

– Кто изготовил реквизит, в частности, ванну на полозьях, которую ваш герой затаскивает по лестнице?

– У отца есть сварочный аппарат, я попросил помочь. Но по-другому тут просто невозможно! Здесь все создается своими силами: как смог, так и организовал. Сам художник, режиссер, артист, сценограф. Если бы мог сам выключать свет во время спектакля и включать музыку, было бы вообще замечательно! (Смеется.)

Фоторепортаж