Почему региональный закон, предусматривающий налоговые льготы для бизнеса, работает не в полную силу

16:48, 14 июля 2024г, Экономика 268


Фото: Евгений Шумилов
Фото: Евгений Шумилов

Выясняется, что один из немногих региональных законов, где есть налоговые льготы для малого и среднего бизнеса, работает далеко не в полную силу.

По инициативе налоговиков

С 2023 года краевые парламентарии разрешили организациям, владеющим определенными объектами, при расчете налого­облагаемой базы вычитать из общей площади 300 кв. м. Но обставили это право условиями, которые ограничивают предоставление льготы. В результате ею смогли воспользоваться только около 1% компаний.

Краевые депутаты при принятии закона исходили из того, что подобные льготы для малого и среднего бизнеса есть в большинстве субъектов Федерации. И они должны поддержать предпринимателей, особенно в сельской местности. Но пока не получается.

На сегодня в реестре помещений, облагаемых по кадастровой стоимости, значится без малого 9 тысяч собственников. По идее, все они могли получить льготу. Но, по словам заместителя руководителя краевого УФНС Сергея Сметанникова, вычет по инициативе налоговиков был предоставлен только 95 компаниям. Суммарно они сэкономили благодаря ей 8,9 млн руб. В то же время семи организациям, подавшим заявления, было отказано, так как они не соответствовали критериям закона: у них среднесписочная численность, фонд оплаты труда и минимальный срок нахождения в реестре оказались меньше необходимого. Сметанников заметил, что если вдруг льгота ФНС кому-то не была предоставлена, то налогоплательщик имеет право обратиться с заявлением, и оно будет рассмотрено.

Кто же против?

Помимо организаций вычет в 300 «квадратов» хотели бы получить индивидуальные предприниматели. Но их налоги идут в муниципальные бюджеты, а значит, установление льгот для ИП – это компетенция органов местного самоуправления.

Глава Косихинского района Константин Татарников говорит, что в его муниципалитете сегодня зарегистрировано 294 предпринимателя. В прошлом году от них получено 1,7 млн руб. налога на имущество. Из 20 предпринимателей, которые потенциально могут получить льготу, только один соответствует критериям, прописанным в краевом законе. Остальные 19 предпринимателей либо сдают свои площади в аренду, либо не выполняют условия по заработной плате. Поэтому районные депутаты решили вовсе не принимать льготу ради одного предпринимателя.

Кстати, его годовой налог составил 84 тыс. рублей, поэтому говорить о критических потерях для бюджета не приходится.

– А если же отменить критерии, то потери районной казны будут существенные и их уже надо компенсировать из краевого бюджета, – считает Константин Татарников.

Но в городах выпадающие доходы будут еще выше. Например, в Барнауле 1035 объектов недвижимости принадлежит ИП. Если им предоставить льготу, то потери составят 132,7 млн руб. При этом 646 объектов будут полностью освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц, поскольку имеют площади менее 300 кв. м. Представитель администрации Барнаула Максим Цветков говорит, что и у краевой столицы тоже нет источников для компенсации выпадающих доходов. Он обратил внимание, что эти предприниматели – собственники административно-торговых центров, основной вид деятельности которых – сдача имущества в аренду. По словам чиновника, в других городах Сибири, кроме Иркутска, таких вычетов не применяют. Но у Иркутска бюджетная обеспеченность гораздо выше, чем у Барнаула.

Цветков считает, что для владельцев крупных объектов льгота не имеет значения. Поэтому мэрия Барнаула тоже против введения такой поддержки для ИП.

Нам показалось

Председатель комитета АКЗС по промышленности, предпринимательству и туризму Владимир Семенов вспоминает, что в 2022 году разработчики закона оценивали выпадающие доходы бюджета в размере 150 млн руб., половина из которых приходилась на предприятия, другая – на ИП.

– И тогда губернатор Виктор Томенко принял решение с потерями согласиться и нам показалось, что краевой Минфин должен был компенсировать выпадающие доходы муниципалитетам, – говорит парламентарий. – АКЗС дважды направляло во все муниципальные образования призывы принять аналогичные законы, но их восприняли только в Тальменском и Советском районах. Главы остальных объяснили, что не будут принимать, так как правительство не гарантирует им возврат выпадаю­щих доходов. Хотя, когда принимался закон, речь шла больше про сельские территории, где предприниматели особенно заинтересованы в данной поддержке. Мы решили с Минфином, что время расставит все на свои места.

Критерии

Краевой бизнес-омбудсмен Андрей Осипов заметил, что добивался льгот для сельских предпринимателей. И уже было договорился, что микропредприятия с объемом реализации меньше 30 млн руб. могут устанавливать зарплаты на уровне федерального МРОТ. Под этот критерий подходят 17 тысяч сельских субъектов бизнеса, но выяснилось, что в них работает всего 4 тыс. человек.

– Теперь я не вижу смысла ломать всю систему, когда в 13 тысячах субъектов бизнеса нет ни одного работника, кроме владельца. Поэтому нам, возможно, нужны какие-то другие критерии, которые в результате устроят наш Минфин и коллег из муниципалитетов, – задумался Андрей Осипов.

Среди критериев, которые сейчас ограничивают потен­циальных льготников, руководитель регионального отделения «Опоры России» Евгений Госьков считает лишним нахождение предпринимателей в реестре объектов недвижимости не менее двух лет.

– Если объект был разделен, то срок в два года начинает отсчитываться заново, – отметил он.

В свою очередь председатель крайпотребсоюза Виктор Красилов против установления для сельских предпринимателей критерия по МРОТ.

– Как поднять МРОТ в магазине, где оборот 100 тыс. рублей? – недоумевает предприниматель.

Он напомнил, что потребительская кооперация края в этом году должна дать 15 млн руб. налогов. Для владельцев крупных торговых центров это небольшая нагрузка, но для сельских магазинов, у которых выручка 10 млн в год, существенная.

– Столовая в Кытманово имеет 2 млн рублей годового оборота, при этом должна заплатить 400 тыс. рублей только налога на имущество. Видимо, придется ее закрывать, – размышляет Красилов.

За всё заплатит потребитель

Председатель правления Алтайского союза предпринимателей (АСН) Юрий Фриц отмечает, что власти говорят о 150 млн выпадающих доходов, но не учитывают, сколько бюджет получает за счет повышения налогов от малого бизнеса.

– Я не защищаю торговые центры, для которых вычет – как слону дробина. Но надо убрать все ограничения и применить закон для малого и среднего бизнеса, – считает руководитель АСП. Он напоминает, что налог на имущество не стимулирует инвестиции, так как бизнесу невыгодно платить за имущество, невыгодно его ремонтировать, поскольку следующая кадастровая оценка повышает его стоимость и налог.

Фриц напомнил известную истину, что рост налоговой нагрузки предприниматели переложат в цену товаров и услуг, за которые в конечном итоге заплатит покупатель, то есть мы с вами.

В ближайшем сентябре профильный комитет АКЗС планирует рассмотреть этот вопрос и до конца года предложить изменения в закон.

– Получив актуальные цифры по объемам выпадающих доходов на этот год, мы сможем выяснить, работает закон или нет, и понять, какие критерии надо изменить, чтобы он распространился на достаточно большую часть предпринимателей, – говорит председатель комитета Семенов. Депутат считает, что некоторые критерии не так актуальны, как, например, средняя зарплата работников, но численность не менее трех человек является важным ограничителем, и его надо оставить.

Новости партнеров
Фоторепортаж