Инесса Грицай рассказала, как детский хор из Барнаула взял «золото» в Швеции

17:35, 21 августа 2019г, Культура 3586


1
1

Неделю назад многие россияне с волнением следили за проходившими в Гетеборге Европейскими хоровыми играми European Choir Games Gothenburg 2019. Жители нашего края тоже переживали, потому что боролся за награды в Швеции и Барнаульский детский хор Инессы Грицай. Результат не может не удивлять – две золотые медали в номинациях «Фольклор а саppella» и «Детский хор».

– Признаться, многие жители края уже привыкли к победам воспитанников Инессы Грицай. А вы привыкли или волнуетесь каждый раз, как в первый?

– Каждый конкурс для меня непредсказуем. Я очень трепетно отношусь к подготовке программы, особенно если эта программа новая. И всегда мне кажется, что мы еще недотягиваем до уровня лидеров. Поэтому каждый конкурс я переживаю очень глубоко и искренне. Сейчас, после Швеции, родные спрашивают: «Что ты чувствуешь – радость, счастье, полет?» Я чувствую, что с меня содрали кожу… Меня ранит любой взгляд, любое слово, любое новое ощущение. Как бывает у больного с высокой температурой: он ощущает кожей даже малейшее дуновение ветерка.

– Вы можете точно назвать количество побед на всех престижных конкурсах?

– Работаю много, чтобы награды завоевать, а когда вдруг они в моей жизни случаются то, естественно, очень радуюсь. Воспринимаю это как счастье, пришедшее с небес, как будто кто-то дал мне некий бонус для продолжения работы. А на другой день после победы ставлю себя на место и начинаю работать на следующий конкурс, на следующую задачу. Честно скажу, даже не знаю, сколько у меня наград – они, как у героев «Калины красной», «у шкапчике все прибраны».

– Хоровые игры в Швеции. Насколько престижен этот творческий форум? Каково это – стать на нем дважды «золотым» коллективом?

– Он один из самых престижнейших в мире. В этом году в European Choir Games Gothenburg 2019 приняли участие 161 зарубежный и 21 шведский хоры. Мы выступали в двух номинациях, в которых было заявлено больше всего коллективов. А, например, в номинации «Духовная музыка с сопровождением» боролось за победу всего шесть хоров. Но до начала хоровых игр информация не разглашается и невозможно угадать, как будут распределены силы. Мы в Гетеборге выбрали то, в чем наиболее сильны.

В первой нашей номинации, «Фольклор а саppella», выступал 21 коллектив (из них только два детских! – Прим. авт.), во второй, «Детский хор», – 20. Это уже в номинации «Гран-при», а до этого хоры еще квалифицировались в открытом конкурсе и конкурсе чемпионов. (В «Гран-при» переходили их победители.) Думаю, что помогли нам опыт участия в международных конкурсах и, наверное, барнаульские боги. Мне кажется, они очень сильны. Как у любого творческого человека, у меня есть свои обряды и традиции. Перед конкурсными выступлениями я распознаю какие-то добрые или недобрые знаки (в обычной жизни вообще их не замечаю). Поэтому всякий раз, уезжая с коллективом далеко-далеко от дома, прошу помощи родной земли – мне кажется, она обладает какой-то особой мощью. И всякий раз я чувствую, что Алтай, Барнаул и какие-то силы встают за нашими детьми стеной. Поэтому они выдерживают огромную нагрузку, не плачут, в обмороки не падают (на городских сценах такое случается). А тут… Стоим за матушку-Русь!

– Вы вырастили уже не одно поколение «сентябринок». Чем-то отличаются дети этого десятилетия от ваших первых учеников?

– Да, каждое поколение детей отличается. И очень отличаются родители. Для примера расскажу, как рос Алеша Макшанцев – ныне дебютант Большого театра. Если на занятии бывали какие-то проблемы, то вечером звонила мама. Она интересовалась: «Что, был неудачный урок, вы Лешу ругали?» Я обвиняла себя в том, что не нашла подход к ребенку. А мама отвечала: «Да вы с ним будьте построже, он должен осознавать ответственность!» Сейчас у родителей совсем другая забота: дети часто пропускают выступление хора из-за дня рождения дедушки, похода на праздник в парк… Увы, это стало нормой.

– Вспомним о вашей давней мечте – хоровой школе. Виден свет в конце тоннеля?

– Мечта еще жива, но она становится все более бледной… И не потому, что не предвидится ни здания, ни финансирования и т. д. А потому, что с каждым годом у меня меньше сил. Когда мне было 20 лет, создание хоровой школы в Барнауле казалось реальностью. В 30 это казалось необходимостью. В 40 я мечту трансформировала в отдельные классы… Но годы идут. И если мне даже в 50 лет предложат возглавить хоровую школу, то, скорее всего, я скажу «нет». Потому что всему свое время.

Теперь мне больше хочется уже не масштаба, а качества. Нужно вкладываться в тех детей, которые пришли в коллектив. И я даже не очень хочу, чтобы он расширялся, потому что каждый ребенок требует сил, здоровья, внимания…

– И о финансах, без которых не споешь романсов. Трудно представить, что стоит регулярно вывозить детский коллектив на конкурсы.

– Мы стучимся во все двери: участвуем в грантовых конкурсах, в краудфандинге, дважды выигрывали премии (городскую и губернаторскую, обе – по 50 тысяч рублей). Конечно, главные спонсоры детей – их родители. Я не могу вывезти весь коллектив, и программа делается на тот состав, где родители берут на себя финансовые обязательства. В связи с этим у меня как у руководителя существует масса проблем. Часть коллектива «в теме» перед поездкой, другая – нет. После поездки нужно вторую часть вводить…

Я всегда заявляла, что и «Сентябринки», и Барнаульский детский хор никогда не будут коммерческими коллективами. Наша цель не заработать на детях, а вложить в этих детей все ресурсы, какие у нас есть – нравственные, моральные, образовательные, воспитательные, финансовые. То есть все что можно вложить в тех деток, которые хотят расти достойными людьми. Музыка информативна, затрагивает огромный пласт культуры, начиная от Средневековья и заканчивая современными композиторами. Я искренне верю, что она несет некий энергетический и информационный след. И, постигая ее, проникая в нее, дети впитывают особый духовный код.

Поэтому я очень уважаю людей, которые вкладываются в талантливых детей. Да, есть меценаты, готовые всегда помочь, такие как Кристина Юстус. Но признаюсь честно: перед каждой поездкой я прохожу невероятным маршрутом, бегая и кланяясь многим организациям, которые могли бы выделить какую-то копеечку на деток… Но чаще всего получаю отказ. Потому что начинается разговор с вопроса: «А у вас дети инвалиды? Сироты?» Говорю: «Нет». – «Ну и зачем вы пришли? У ваших детей есть родители, это их проблемы, пусть они и решают». С одной стороны, эти люди правы, но с другой… Пройдет несколько лет, наши дети станут умными и взрослыми, и именно им создавать будущее нашего общества, им брать на себя ответственность, в том числе за инвалидов и сирот…

– Встреча с Барнаульским детским хором внесла в мою жизнь позитив, частицу света и добра. На их концертах я отдыхаю душой, наслаждаюсь, отвлекаюсь от будней.

Я очень люблю Инессу Валентиновну – она замечательный, светлый человек, и такой же у нее коллектив. Радует то, что она постоянно в поиске, растет сама и в профессии, и как депутат. Поездками на подобные конкурсы она развивает свой коллектив. И большое им спасибо за то, что они прославляют наш Барнаул, Алтайский край. И мы всегда будем помогать этому коллективу!

Кристина Юстус, меценат

Фото из архива Барнаульского детского хора

Фоторепортаж