Какие экспонаты можно увидеть на выставке в Барнауле, посвященной 225-летию Пушкина

19:12, 27 июня 2024г, Культура 376


Фото: Евгений Налимов
Фото: Евгений Налимов

Выставка к 225-летию великого поэта в Художественном музее полна неожиданных экспонатов – от единственной известной иллюстрации к «Руслану и Людмиле» Григория Чорос-Гуркина до раннего варианта памятника поэту в Барнауле.

Искусствовед Людмила Лихацкая говорит, что заранее сложила экспозицию в своей голове, да так удачно, что в нынешних стесненных музейных условиях смогла уместить в одном зале 72 произведения живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства 29 авторов.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Один из тысячи

Поскольку львиную долю составляют графические иллюстрации в паспарту, выставка не выглядит перегруженной – в ней есть и воздух, и свет. Концептуально она организована по хронологическому принципу: от первых пушкинских произведений, задуманных еще в лицее, к зрелым творениям, затем – к самой его личности, пушкинскому Петербургу, Царскому Селу и Михайловскому, так, чтобы интересно было и школьнику, и литературоведу.

И первый сюрприз подстерегает внимательного зрителя уже на входе в зал: иллюстрация к поэме «Руслан и Людмила» первого профессионального художника Алтая Григория Чорос-Гуркина, выполненная карандашом в 1891 году. Эта неожиданная работа уже стала частью виртуальной выставки «Вдохновлённые Пушкиным» Государственного Русского музея, в которой участвует более полусотни музейных собраний.

– У нас около тысячи графических произведений Гуркина, но это все этнографические рисунки, различные наброски, – говорит Лихацкая. – Я смотрела в Государственном каталоге Музейного фонда России, где есть основные сведения о музейных предметах, и больше ничего подобного у художника не нашла. При этом своей композицией работа напоминает произведения стиля модерн: этот диск луны в центре как бы увеличивает для нас облака и птиц, вспорхнувших с заколдованной головы великана. И посмотрите, как выразителен пейзаж, как он создает у зрителя тревожное настроение…

Если Гуркин в своей иллюстрации добивается живописного эффекта обычным карандашом, то его сосед в экспозиции – рижский художник-новатор Янис Анманис – создает с помощью акварели впечатление сияющих драгоценных камней в своих четырех миниатюрных иллюстрациях размером всего 5х4 сантиметра. Как объясняет искусствовед, в работе «У лукоморья» Анманис намеренно уходит от реалистической пейзажной конкретики. Мы видим вроде бы морской залив, но цветовые переходы создают сказочное ощущение, так присущее знаменитому пушкинскому прологу к поэме.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Вознесли над толпой

Большинство иллюстраций создаются к сюжетным произведениям Пушкина: «Маленьким трагедиям», «Повестям Белкина», «Капитанской дочке», «Борису Годунову». Иллюстрации к лирике редкость, но и они тут есть: ученица Фаворского – художница Александра Билль, подходит к стихотворениям с точки зрения комплексного оформления книги. Пушкинские места запечатлены в работах народного художника СССР Анны Остроумовой-Лебедевой и заслуженного художника России бийчанина Алексея Малышева (последний, как рассказала Людмила Лихацкая, в годы Великой Отечественной освобождал Михайловское, а после войны обращался к его пейзажам).

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Эта выставка не могла обойтись без произведений современного петербургского скульп­тора Вениамина Сидоренко – в его творчестве пушкинская тема занимает совершенно особое место. Здесь две работы под одинаковым названием «Юный Пушкин», памятная медаль с классическим профилем поэта и удивительная скульптура «Болдинская осень». «Сидоренко изобразил поэта лежащим закинув руки за голову, мечтательно смотрящим в небо. Рядом неизменные трость и цилиндр, а плащ за его плечами превращается в крылья, словно он летит», – замечает куратор выставки.

Центральное место отведено раннему эскизу памятника Пушкину работы барнаульского скульптора Михаила Кульгачёва в бронзе и мраморе. Он сильно отличается от окончательного варианта, установленного в Барнауле: фигура поэта помещена на низком постаменте. Позже скульптор, видимо, счел более правильным вознести его над толпой наших современников. Примерно о том же – полушутливое, но при этом полное искреннего пиетета живописное полотно Юрия Иванова «Состарившийся Пушкин» – как если бы гений выжил в той дуэли и своими глазами увидел, какое место принадлежит ему в русской истории.

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Фото: Евгений Налимов фото
Фото: Евгений Налимов

Ну и чтобы пушкинская эпоха окружала зрителя в выставочном зале со всех сторон, экспозицию дополнили предметами дворянского быта XIX века, которыми с ГХМАК поделились частный музей «Мир времени» Сергея Корепанова и ряд барнаульских коллекционеров. Тут маленькая визитница, флакончики из-под духов, изящный кошелек, чернильница-шар и канделябры в каждом углу. А еще многозначительная инсталляция с белыми дамскими лайковыми перчатками выше локтя и дуэльным пистолетом.

Фоторепортаж