Алтайские педагоги уверены, что нужно заниматься не формой выпускных экзаменов, а их содержанием

11:13, 13 июля 2024г, Образование 318


Алтайские педагоги уверены, что нужно заниматься не формой выпускных экзаменов, а их содержанием Фото №1

Фото Евгений НАЛИМОВ

Года не проходит, чтобы не поднималась в России тема отмены ЕГЭ. Вот и предстоящей осенью Госдума планирует рассмотреть этот вопрос, как сообщила СМИ зампред думского комитета по просвещению Яна Лантратова. Меж тем корифеи педагогики Алтайского края уверены: не формой экзамена нужно заниматься, а содержанием.

Былое

Имя выпускницы барнаульской школы № 53 Лелеи Мельниковой после ЕГЭ знают многие. Еще бы! Она единственная в крае, набравшая в сумме 300 баллов, сдавшая на отлично русский язык, математику и физику. Почему у нее получилось то, что не удалось тысячам других школьников? Увы, многие не достигли даже минимума, достаточного для получения аттестата.

Вспомнилось, как в 1983-м мы, выпускники 80-й барнаульской школы, сдавали семь экзаменов подряд с перерывом в 2–3 дня. Потом краткая передышка – и вступительные. 1 августа моей фамилии не оказалось в списке зачисленных на 1-й курс мединститута (конкурс был 25 человек на место). И все, никакой второй волны. Повторная попытка – через год. Но мы не переживали. Знали тогда одно: если упал – надо встать и идти дальше. Сегодня у моих ровесников к нынешним выпускникам есть вопрос: как можно умудриться не сдать ЕГЭ, если учителя и репетиторы готовят к нему долго и целенаправленно?

Единственное из чудес

Юлия Галкина, директор 53-й школы, в которой училась Лелея, из многих факторов успеха ставит во главу угла труд – учителя, семьи, ученика. Если он работал на уроках и дома, посещал дополнительные занятия – проблем на экзаменах не будет. В основе контрольно-измерительных материалов – школьная программа. КИМы заранее размещаются в открытом доступе на цифровых ресурсах, включая портал Федерального института педагогических измерений. Готовься не хочу.

Конечно, не всем дано решать задачи повышенной сложности, но если у выпускника двойка, это означает, что он даже элементарного не выполнил.

– У меня журналисты спрашивают: как у вас, Юлия Геннадьевна, выросло такое чудо? А «чудо» – это углубленное изучение физики, математики и информатики, регулярные занятия с преподавателями вузов. Честный и ежедневный труд ребятишек, педагогов, родителей. Без вариантов. Но сейчас все чаще мамы и папы уповают на репетиторов. Верят им, но не доверяют учителю, когда он говорит, что сдвигов у ребенка нет, есть вопросы к качеству репетиторства, – констатирует собеседница.

– Если ЕГЭ адаптирован к современной образовательной модели, откуда снова появилась идея его отмены?

– Она никуда и не уходила. Вместо экспертного обсуждения подходов к образованию сотрясается воздух. Мол, отменим ЕГЭ и заживем… Ну отменим, а дальше что? Каким содержанием наполним другие формы экзаменов при нечитающих детях и нехватке педагогов? Мы не можем выпускать из школы «полуфабрикаты». Система работает, и пока никто ничего лучшего не предложил. Не нужно драматизировать тему ЕГЭ. А ностальгия по советской школе в поисках золотой середины – дорога в никуда. Хотя бы потому, что жизнь изменилась и дети другие.

Удел мотивированных

Преподаватель истории, краевед офицер запаса Виктор Ремизов уверен, что ЕГЭ более подходит для оценки знаний в точных науках:

– В нем немало плюсов для ребят, мотивированных на изучение физики и математики, там либо правильно решил, либо нет. Для гуманитарных предметов такая форма мало подходит, так как экзаменация предполагает рассуждение, логичное, развернутое. Ребенок должен уметь объяснить историческое событие, факт. А как объяснишь, если на выбор дается несколько вариантов ответов? Именно гуманитарии идут сегодня во власть: молодые юристы, политологи. Куда ни посмотришь – сплошь кандидаты наук. Но они же читают по бумажке, потому что свободно говорить не умеют!

Изменения, по мнению Виктора Александровича, необходимы. К примеру, стоит ввести собеседование для поступающих в вузы, даже для тех, у кого высокие баллы ЕГЭ. Другой вопрос – захотят ли менять практику работы вузовские приемные комиссии. Это ведь не только дополнительная нагрузка, но и потеря потенциальных плательщиков, тех, кто сегодня проходит на платные места даже с низкими результатами ЕГЭ.

Предложения Ремизова просты и конкретны:

– Сегодня очень много детей, не заинтересованных в учебе. Задачи базового уровня за 7-й класс выпускник решить не может – куда это годится? Какое ему высшее образование? Отучился честно 9 классов – получай рабочую профессию, трудись, в стране кадровый голод. Высшая школа – удел мотивированных.

«Против только репетиторы»

Депутат Государственной думы РФ от Алтайского края Мария Прусакова:

– Фракция КПРФ неоднократно вносила изменения в законы, касающиеся образования, выступала за отмену ЕГЭ. Вероятно, осенью в числе других будет рассмотрен и этот законопроект. Считаю, что в такой форме экзамен негативно сказывается на качестве образования выпускников. Если советская школа давала им фундаментальные знания, то сейчас ее функция – готовить ребенка к ЕГЭ. Меня это тревожит, как депутата и маму. Моя дочь – выпускница этого года, и «прелести» такой подготовки наша семья ощутила в полной мере. К слову, я сама из выпуска, одним из последних сдававшего экзамены в прежней, традиционной форме, нам повезло. Мы с однопартийцами изучали ситуацию по публикациям в соцсетях, материалам СМИ, обращениям родителей к депутатам. На встречах люди, избиратели, в числе которых педагоги, мамы и папы, выступают за отмену ЕГЭ. Против только репетиторы, наверное. Они ведь работают в прибыльной сфере услуг.

Неравные условия

Руководитель Клуба лауреатов премии губернатора Алтайского края им. С.П. Титова, преподаватель Шипуновской школы им. А.В. Луначарского Татьяна Билан:

– С одной стороны, ЕГЭ удобен сельским ребятам при наличии у них прочных знаний и основательной подготовки. Они могут не выезжать из своих сел – вуз зачисляет по итогам экзаменов. Но ЕГЭ ставит сельчан и горожан в неравные условия. Чтобы добраться к нужному часу за десятки километров из отдаленного села в Шипуново, в пункт приема ЕГЭ, ребята встают в 6 утра. И приезжают уже уставшими.

Не красит ЕГЭ, по мнению Татьяны Яновны, и возможность пересдавать его несколько раз. Она должна быть, конечно, по уважительной причине, болезни выпускника скажем. А пока нерадивые ученики снова и снова приходят на экзамен неподготовленными. Тратятся государственные деньги, отвлекаются учителя…

Но перемены потребуют восстановления прежней системы среднего профобразования – той, при которой в каждом райцентре были свои ПТУ и троечники могли на месте получить профессию, работать, жить достойно. Семья ученика и рада была бы такому варианту, но… В округе колледжа нет, а отправить на учебу в город подростка 15–16 лет не всякая мама решится. И его оставляют в школе до окончания 11-го класса с призрачной надеждой, что все как-нибудь исправится.

– Думаю, ЕГЭ не отменять надо, а дифференцировать с учетом особенностей территорий. Страна у нас большая, нельзя с одной меркой ко всем регионам. Алтайский край – сельский, это надо учитывать. Мы много пережили реформ, переживем и эту, если понадобится. Дети, учителя, школа останутся.

В качестве эпилога. Экзамен  лишь форма оценки качества знаний выпускников, как его ни назови. И если у подростка – ни знаний, ни желания учиться, итог при любом названии будет плачевным. А мы надеемся, что при обсуждении темы депутаты сместят фокус внимания с формы на содержание.

Справка

Постановление Правительства РФ «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена» вышло в феврале 2001 года. Разработчики полагали, что сдача экзаменов в форме тестов и автоматизированная проверка уничтожат коррупцию в сфере образования. Первыми в пилот вошли 30 тыс. выпускников Чувашии, Республики Марий Эл, Якутии, Самарской и Ростовской областей. В 2009-м с внесением поправок в закон «Об образовании» ЕГЭ стал обязательным для всех регионов. В этом году его сдавали около 700 тысяч одиннадцатиклассников России и 9,5 тысячи – Алтайского края.

Новости партнеров
Фоторепортаж