«Дети» старых машин

В прошедшие выходные дни тысячи жителей Алтая приветствовали участников ралли ретроавтомобилей «Пекин – Париж»

00:00, 12 июня 2013г, Общество 1442


«Дети» старых машин Фото №1

Напомню, что впервые за 106 лет в этом престижном соревновании принимают участие российские гонщики. Это барнаульский экипаж старенького «Москвича-409» в составе штурмана Евгения Смирнова и пилота Бориса Лыткина.

Комфорт – это не для них

Итак, 4 из 12 тысяч километров маршрута позади. Но спидометр «Москвича» наших земляков накрутил уже 9000 километров. Они – единственные из почти сотни экипажей приехали в Пекин своим ходом. В целях экономии средств на доставку машины выехали из Барнаула ещё 15 мая, преодолев пол-Сибири и значительные территории Монголии и Китая. Уже одно это вызвало уважение к нашим землякам их именитых коллег, когда они узнали о предстартовом марафоне российских гонщиков.

А официальный старт трансконтинентального ралли состоялся 28 мая. За 12 дней пути 96 экипажей прошли, пожалуй, самый сложный участок маршрута, в том числе по бескрайней Монголии.

В парк-отель «Ая» Алтайского района они прибывали весь вечер 8 июня. Здесь спортсменов встречали сотни россиян. Среди них были друзья, коллеги и журналисты из Барнаула, а также любители экстрима из Алтайского края, Республики Алтай, Кемеровской и Новосибирской областей.

Первыми, как и положено, в окрестности чудного горного озера Ая около 5 часов вечера прибыли организаторы гонок. Как они сообщили, из-за позднего прохождения российско-монгольской границы пришлось отменить проезд ряда спец-участков, в том числе через Камарский перевал на маршруте старого Чуйского тракта.

Звучат аплодисменты, блестят фотовспышки и глаза удивлённой публики, суетятся лишь самые юные болельщики, которые сразу же после финиша спортсменов просят у них автографы. А, пожалуй, самыми спокойными показывают себя организаторы гонок, которые скрупулёзно вносят в протоколы номера вновь прибывших спортсменов и время их финиша. А те, даже не стряхнув дорожной пыли, как только запаркуют свои старенькие машины, интересуются их самочувствием: открывают капот, забираются под днища, живо откликаются на вопросы англоязычных болельщиков.

Бурными аплодисментами уже в сумерках встречали ирландско-австрийский экипаж на самом старом, 100-летнем красном кабриолете «Форд Модел Т». Как пояснили гонщики, их машина участвует в престижном ралли впервые и достойно тягается с коллегами из так называемой винтажной группы. А открытый верх машины совсем не помеха для спортсменов. От холода они спасаются меховой одеждой и шапками, а от дождя – брезентовым пологом. Зато гонщики видят мир не из окон салона, а таким, какой он есть на самом деле. И не хотят менять эти ощущения на комфорт современного автомобиля.

А 52-летний хозяин 85-летней «Бентли» признался автору этих строк: «Моя машина – старая леди. И она решает, какое место мы займём. Мы будем довольны, если закрепимся в первой пятёрке». Сейчас «Бентли» из Дании числится третьей в своей возрастной группе и пятой – среди всех машин, участвующих в ралли.

Дорожные открытия

Шестидневное путешествие по Монголии, сложные условия бездорожья и ночёвки в полевых условиях в палаточных лагерях, конечно, вымотали участников гонок. Несколько машин из-за серьёзных поломок организаторы гонок вынуждены были отправить на грузовиках для ремонта в Новосибирск, куда остальные прибыли в воскресенье. Да и многие другие автомобили, которым исполнилось несколько десятков лет, сразу же после финиша требовали ремонта.

Техническую помощь им, как и три года назад, на преды-дущих гонках, оказывали члены Алтайской федерации автомобильного спорта, возглавляемой неутомимым Сергеем Поспеловым, благодаря которому среди участников гонки оказался и барнаульский экипаж. И в этот раз он вместе с коллегами с утра работал на Чуйском тракте, где возникли серьёзные проблемы у нескольких машин. А близ озера Ая для ремонта выделили специальную площадку, оснастив её для работы в ночное время мощными прожекторами, необходимым оборудованием. Учли и то, что для общения нужны будут переводчики, которые помогали и нам, журналистам.

Спрашиваю у одного из ремонтников, каков характер поломок? У «Форда» под номером 19 полетело сцепление, пришлось в полевых условиях, без ямы снимать силовой агрегат. В Монголии ряд машин заправились контрафактным бензином, что сказалось на работе двигателя. Как выяснилось, нашему «Москвичу» даже некачественное топливо не так страшно, как его зарубежным коллегам, предпочитающим 95-й бензин.

Чаще всего летят стойки, отказывают тормоза и рулевое управление, отрываются глушители, выходят из строя шины, перегреваются топливные насосы и двигатели, съедается защита. Ведь дороги в Монголии, по оценке Евгения Смирнова, как на Алтае в 80-е годы прошлого века. По признанию Бориса Лыткина, особенно труден был спецучасток с поперечными колеями, на котором бесполезно было тормозить. Там пострадала подвеска двигателя «Москвича». А буквально в канун приезда в Алтайский край пришлось ремонтировать тормоза, отчего наш экипаж потерял несколько десятков минут. Тем не менее Евгений Смирнов и Борис Лыткин числятся в своём классе пятыми, а в зачёте среди всех машин – восьмыми.

Логику соревнований наши земляки, по их признаниям, поняли лишь через несколько дней после старта. Здесь надо учитывать каждую мелочь, особенно условия прохождения специальных участков маршрута длиной в 20-30 километров, которые следует преодолевать на максимально возможной скорости. Также важно было найти золотую середину, соблюдая высокоскоростной режим и не позволяя перегреться мотору «Москвича».

Они готовили его скрупулёзно, в чётком соответствии со стандартами ралли. Но, познакомившись с машинами коллег, поняли, что у старинных авто специальная раллийная резина, вполне современные большие колёса, двигатели, приспособленные под высококачественное топливо, и другие навороты, формально не выходящие за рамки правил. Это по большому счёту не ретро, а спортивные автомобили.

Тем не менее «Москвич» выдержал испытания, хорошо показал себя на дорогах Монголии. Когда экипаж, числящийся в списке участников ралли под номером 61, осознал всё это, стал подниматься в табели о рангах, войдя в первую десятку. Дальше – большой разрыв. В планах алтайских гонщиков (если, конечно, не подведёт машина и экипаж серьёзно не нарушит правила гонок) – зацепиться за 4 место, а далее побороться за призы в первой тройке.

В непривычном понимании

«Москвич» – первая машина в жизни Евгения Смирнова, на которой он начал ездить. Он отлично знает этот автомобиль. А Борис Лыткин – профессиональный гонщик и мастер на все руки. Земляки надёжно подготовили «Москвич» к соревнованиям. Недаром же он соревнуется на равных с самыми известными мировыми автомобильными брендами.

Как признаются алтайские гонщики, «наши амортизаторы текут медленно, но держат, а импортные быстро выходят из строя».

Поначалу членов экипажа из России всерьёз не воспринимали. А потом, когда неказистый «Москвич» стал их обгонять, когда маститые гонщики стали смотреть им вслед, пришли удивление и уважение.

Быта и отдыха в привычном понимании у спортсменов нет. Вечером обязательно нужно подготовиться к следующему дню. Утром подъём в 6 часов, получение вводных, отправление на маршрут. В день участники ралли проходят от 450 до 600 километров, на трудных участках – около 300.

Шесть дней, пока экспедиция двигалась по Монголии, не было связи. Никакой, кроме спутниковой, а она очень дорогая. Мобильные телефоны не работали, Интернет тоже. Поэтому все, кто следил за продвижением алтайского экипажа, переживали – на Фейсбуке, где Евгений Смирнов вёл свою страницу, со 2 июня не было сообщений.

Все дни, когда преодолевалась территория Монголии, там не было дождя. Поэтому гонщиков сопровождали пыльные бури и сильные ветры – такие, что сносило палатки. А всепроникающая пыль застила глаза, забивала салон и двигатель машины. Дневная духота и жара сменялась ночными заморозками. К примеру, утром 8 июня, после последней ночёвки в Монголии, поверхность воды покрылась коркой льда. Даже предложение организаторов ралли обмыться горячей водой пришлось отвергнуть, а меховую шапку – подарок австралийского гонщика – принять с благодарностью.

С питанием у участников ралли проблем нет – им предлагают шведский стол – с блюдами на выбор. Однажды алтайские гонщики угощались в дороге мороженым, изготовленным в Перми.

В понедельник, 10 июня, в графике участников ралли ретроавтомобилей – день отдыха, когда кто-то из них мог отоспаться. А дальше – путь по Сибири, европейской части России и нескольким странам Старого Света. Теперь в пути их сопровождают Сергей Поспелов, несколько специалистов-ремонтников, фотокорреспондент Николай Синегубов. С их помощью будем следить за прохождением маршрута нашими земляками, ходом трансконтинентальных гонок, которые финишируют в Париже 29 июня.

Фоторепортаж