Философия от… ёжика

00:00, 22 марта 2013г, Общество 1946


Философия от… ёжика Фото №1

Дорогие ребята! Хочу поделиться с вами радостью. Помните поговорку: капля камень точит? Велика народная мудрость, и подтверждается она постоянно. Не прошло и трех лет с тех пор, как на «Детской странице» объявили конкурс сочинений о малой родине «Точка на карте». А поскольку таких точек на карте нашего края немало, творческое состязание было решено сделать постоянным. Но в предыдущие годы сочинений приходило не так много, как хотелось бы, хотя авторы опубликованных творений получали призы редакции, как и участники других наших конкурсов и викторин.

Но свершилось! Думаю, помогла та самая капля. Рассказы о ваших родных селах стали приходить регулярно. Потому сегодняшнюю страничку мы отдаем вашим сочинениям. Еще вы увидите здесь рисунки – все они созданы по произведениям детских писателей Сергея Козлова и Геннадия Цыферова. Именно их творчеству была посвящена викторина в предыдущем выпуске «ДС».

Кстати, все ответы, присланные на викторину, правильные! Этот факт не может не радовать. Но воодушевляет еще и другое. Задумывалась наша страничка как семейная. И я рада, что задумка исполнилась: вы читаете «ДС» вместе с учителями, братьями и сестрами, родителями, дедушками и бабушками и вместе с ними отвечаете на конкурсные задания.

Например, ученики 2 класса Черемшанской средней школы Тюменцевского района рассказали о том, что на уроках познакомились с творчеством Сергея Козлова и Геннадия Цыферова. Очень интересно было рассматривать рисунки ребят – представляете, на этих картинках улыбаются все: паровозик и пароходик, слоник и черепаха, ослик и львенок… Даже рыбки, солнышко и облака! Очень полезные для здоровья рисунки получились – любую грусть-тоску они могут прогнать!

А еще все наши авторы не просто давали ответы на вопросы викторины. Они обсуждали их со взрослыми. И, например, мама Анны Тютюцких вспомнила мульт-фильмы по сценарию Геннадия Цыферова, которые смотрела в детстве. А еще рассказала дочери про «чудо техники» - фильмоскоп. Наверное, странно современным детям представить «приспособление, куда вставляется плёнка и можно смотреть диафильм прямо на стене, а внизу каждого кадра читать строчки». Мама Артема Смотрова тоже вспомнила мультфильм, виденный в детстве. Елизавета Газиева написала: «Меня воспитывает бабушка, и она мне рассказала о своих впечатлениях после просмотренного в детстве мультфильма «Лягушонок ищет папу» (1964 г.). У бабушки был очень маленький телевизор, и он был тогда большой редкостью».

А Настя Платова рассказала, что один ее ответ практически совпал с ответом мамы. Задавался же на «Детской странице» сказочный вопрос, который рано или поздно встает перед всеми умными и добрыми лягушатами: «Простите, зеленый, а что бы вы стали делать, если бы вы были рыжей коровой?» Платовы ответили так: «Если бы мы были рыжими коровами, то смотрели бы на рыжее солнышко и мычали бы веселые рыжие песни. И тогда все становилось бы озорным, позитивным, рыжим, с веснушками!» Какой радостный правильный ответ, не правда ли, ребята? Но есть и другой вариант: очень многие наши авторы (стань они коровками) поступили бы так же, как лягушонок: они бы попросту отпилили рожки, копытца, чтобы не бодаться - не лягаться. И это тоже верный сказочный ответ, согласны?

И, конечно же, все правильно ответили на вопрос о «лучшем мультфильме всех времен и народов». Нельзя не порадоваться тому, что, пересмотрев сейчас вместе с детьми и внуками «Ежика в тумане», взрослые пересмотрели и некоторые свои взгляды тоже. Например? Пожалуйста: «Моим родителям в детстве он казался скучным и неинтересным, он пугал: сова, появляющаяся из тумана под такой странный звук, одинокая лошадь, белый туман… И только сейчас они поняли весь его философский смысл».

 

Конкурс сочинений

Тютюцких Анна, Черемшанка Тюменцевского района:

«С самого своего рождения я живу в селе Черемшанка. Его так назвали, потому что по берегам реки растёт много кустов черёмухи. Село небольшое, но есть школа, детский садик, сельская библиотека, клуб, банк, почта, несколько магазинов. Я учусь в школе во втором классе. Моя школа большая, красивая и хорошеет с каждым днём.

Я живу в переулке Береговом, который находится в центре села. Недалеко от дома протекает речка. Там водится рыбёшка: карась, пескарь, краснопёрка. Мой дедушка – рыбак, и я часто с ним хожу на рыбалку. Солнечным летним днём я с друзьями бегаю купаться. Приятно полежать на чистом песочке, а потом строить замки из песка.

Рядом с нашим домом живут бабушка, дедушка, прадедушка, дядя. Я живу в доме, который построил мой прадедушка Григорий Ильич Тютюцких. После окончания 4 классов он помогал своей семье: ухаживал за животными, трудился в поле. А когда подрос, то с утра до вечера работал на тракторе, пахал землю, проводил обработку полей от вредителей. А другой прадедушка, Алексей Матвеевич Чернышов, был самым младшим в семье. Он окончил 7 классов и сразу после школы начал работать в колхозе «Заря». Летом заготавливал сено, осенью в уборку был помощником комбайнёра. Я горжусь своими прадедушками.

Дом наш кирпичный, трёхкомнатный, уютный. Летом во дворе много цветов. А зимой папа строит горку, я с братом катаюсь. Я люблю свою малую родину».

Анастасия Платонова, Ребриха:

«Любой мой одноклассник может назвать десять-двадцать-тридцать и более известных ему географических названий. Это названия больших городов и маленьких сел, названия улиц и переулков, проспектов и площадей, морей и озёр… Каждый лес и река имеют своё название. Это ведь как у человека фамилия, имя, отчество.

А если вдруг все географические названия исчезнут с карты и из нашей жизни? Страшно представить, но жизнь замрёт. Не смогут двигаться в нужных направлениях поезда, автобусы, самолёты. Люди не будут знать, где они живут или находятся в данный момент. Ведь, если нет названия определенного места, значит, нет и адреса.

Вот поэтому географические названия так необходимы. А для чего же эти названия изучаются? Прежде всего потому, что практически все географические названия связаны с историей края и страны. Например, в Ребрихинском районе есть посёлок Молодёжный. Он был основан в 1955 году, во время освоения целины. Целину приезжали поднимать молодёжные бригады. Другие названия могут рассказать о древних обычаях, о том, чем жили наши предки. Из названий можно узнать и о том, какова была природа той или иной местности в прошлые века, какие здесь росли деревья и травы, какие звери и птицы водились в лесу. Например, село Зелёная Роща Ребрихинского района. Заслуженно топонимику называют «языком земли»!

В Ребрихинской центральной районной библиотеке мне дали небольшую брошюрку под названием «История сел Ребрихинского района в названиях». Целый вечер я посвятила ее изучению. Хочу рассказать о селе Ясная Поляна Ребрихинского района.

Это село основали переселенцы из Усть-Мосихи в 1922 году. (Что примечательно, в этом же году образовались и другие села нашего района, а именно: Шумилиха, Плоскосемино, Зелёная Роща.) Переселенцы нашли свободное пространство возле озера Валыга. А те, кому не хватило места, поселились на поляне. Среди них был Воробьёв - есть большая вероятность, что это мой прапрадед либо один из его братьев. Этот самый Воробьёв был единственным грамотным среди всех, читал книги Льва Николаевича Толстого. А как известно, Толстой был родом из Ясной Поляны. Всем переселенцам понравилось это название, и решили они назвать своё село Ясная Поляна. Да оно действительно ясное, светлое, красивое. Не верите? Приезжайте, посмотрите сами!»

Роман Щетинин, Бураново Тогульского района:

«О происхождении названия нашего села есть красивая легенда, которая была записана краеведом Рыженко: «С давних пор на этих землях жили татары. Вождем у них был Багдай. Имел он несчитаные стада лошадей, овец, другого скота. Было у Багдая много жен и три любимых сына – Бахтимир, Куюк и Буран. Когда Багдай стал старым, он разделил свое богатство между сыновьями и внуками. Бахтимиру указал земли по большой реке, куда тот и погнал свои стада. Река позднее стала называться Бией. Куюк пошел на север, где в столкновении с другими племенами погиб. На месте гибели возникло селение Куюк. А вот младшему сыну – Бурану Багдай указал на земли в пойме реки Чумыш и устья с рекой Уксиной и здесь велел основать свой род. Буран так и поступил – основал свое стойбище на месте нынешнего Буранова и стал пасти здесь свои стада».

А по данным музея, село наше основано в 1795 году. Первыми поселенцами были крестьяне из Вятской, Воронежской, Орловской, Рязанской губерний. Самыми распространенными фамилиями в селе были Старцевы, Аксёновы, Титовы, Соснины, Бычковы, Прокудины. Я сам из рода Прокудиных. Мой прадед Сергей Андреевич Прокудин – механизатор, а прабабушка – Елизавета Григорьевна всю жизнь работала учителем начальных классов. Сейчас таких фамилий в селе нет. В 30-40-е годы в селе было три колхоза: «Красное поле», «25 января», имени Калинина. А теперь наше село небольшое, в нем проживает 184 человека. Я люблю свою малую родину: здесь красиво, есть река Чумыш, много озер, много мест для отдыха».

Иван Горбачёв, Украинка Мамонтовского района:

«Июль 1893 года. В небольшом сибирском городке Камне-на-Оби на пристань с парохода сошли три человека. Это были переселенцы с Украины, из Черниговской области. Они приехали на вольные земли. Двинулись ходоки к юго-западу от города Камня, в просторные степи. Это были три брата Ковшик - Терентий, Василий и Кузьма. Где пешком, где кто подвезет – так добрались они до небольшого озерка. Называлось оно Цыганское (там часто табором останавливались цыгане). Вокруг озера были колки, а дальше простиралась широкая степь, на которой паслись стада коров, овец, табуны лошадей зажиточных крестьян из Корчино. Недалеко от озера стояла плетеная, обмазанная глиной избушка. Там жили пастухи. Многие из старожилов Украинки и сейчас помнят эту избушку. Она и стала первым в Украинке строением. Братья купили ее, а также корову, лошадь и стали готовиться к зиме.

Немного позже с Украины приехали еще несколько семей. Затем постоянно прибывали новые переселенцы. Вначале жильем для них служили землянки, потом строили избушки из самана и уже года через четыре стали покупать в округе бревенчатые дома. Так село обживалось. Распахивали земли, заводили домашних животных, приобретали сельскохозяйственный инвентарь. Село становилось на ноги, появились первая мельница, торговая лавка, открылась школа…

Много еще можно написать об Украинке. Сейчас Украинка – небольшое село. Оно не хуже других, а даже лучше и красивее. Я очень люблю его и хочу, чтобы оно жило и процветало».

*   *   *

«Жил-был художник один…»

Дорогие ребята! Как видите, на сегодняшней странице представлено творчество наших читателей. Они и сочиняют, и рисуют. И вдруг меня посетила одна мысль… Мы с вами не раз на «ДС» рассказывали о любимых писателях, о прозе, стихах и песнях, но ни разу не вспомнили о том, что никакая настоящая детская книга не может обойтись без иллюстраций. Поэтому наша викторина посвящена творчеству художников-иллюстраторов.

1. Кто из отечественных художников был удостоен премии Г.-Х. Андерсена за вклад в иллюстрирование детских книг?

2. Какой замечательный художник был автором Мишки - символа Олимпиады-80?

3. Нередко иллюстраторы детских книг принимают участие в создании мульт-фильмов. Назовите их имена и работы в анимации.

4. Этого автора наверняка помнят все ваши взрослые родственники – он не только художник-иллюстратор, но и детский писатель, и один из зачинателей российской мультипликации. Такие книжки, как «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка», «Петух и краски», он не только сочинил, но и проиллюстрировал. О ком речь?

5. Кто автор экранных и книжных образов Вовки в Тридевятом царстве, попугая Кеши, Малыша и Карлсона?

6. «Про Томку», «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья» - автор этих рассказов также иллюстрировал их сам. Почему его называли художником-анималистом?

7. Иллюстрации каких художников к детским книгам и журналам запомнили вы и ваши родные?

Фоторепортаж