Художественные миры

00:00, 19 ноября 2011г, Культура 2291


Художественные миры Фото №1

В эти дни в галереях и выставочных залах Барнаула работает несколько интересных экспозиций, в их числе – юбилейные персональные выставки известных авторов.

Таинственная вселенная

В обжитом и заполненном приятными мелочами пространстве галереи «Бандероль» расположились таинственные, отстраненные, как бы слегка бесприютные работы Натальи Красиковой. Выставка «Живопись» представляет портреты, пейзажи и любимые художницей натюрморты, увиденные как бы в отражении старинного мутного зеркала. Эта авторская манера исключительно узнаваема, работы художницы на коллективных выставках трудно не заметить. Однако персональная экспозиция, пусть и совсем небольшая, представляет и вовсе замкнутый, герметичный мир, в котором люди и предметы становятся цветовыми плоскостями.

Особенно это к лицу разным простым вещицам, которые «позируют» художнице для натюрмортов. Кувшинчики, стаканы, вазы с кисточками, шкатулки, бутылки, груши и чеснок, разные тряпочки, упаковка йогурта… Авторский взгляд наделяет обыденные предметы особым весом и поэтическим смыслом.

Выставки Натальи Викторовны, профессионального живописца и преподавателя, в Барнауле редкость и всегда событие. В галерее «Бандероль» уверены, что экспозиция, которая будет работать еще полторы недели, доставит эстетическое удовольствие любителям меланхоличной, утонченной живописи.

Новый формат

Хотя в октябре новая галерея «Проспект» принимала выставку «В роли себя» московского фотографа Алексея Никишина, официально она открылась именно в ноябре экспозицией «Время черного квадрата». Вернисаж получился очень пышным и светским – в галерее уверены, что подобные события Барнаулу сегодня необходимы.

– Мы вводим новый формат интеллектуальных развлечений, поэтому наша галерея работает не по принципу классического музея. Здесь изобразительное искусство будет сопряжено с видеоартом, семинарами, дебатами и, возможно, даже фэшн-шоу. Надеемся, что у нас получится культурная площадка, вдохновляющая людей на творчество, – объясняет арт-директор «Проспекта» Анна Ломоносова-Тайшина.

Тема для первой официальной выставки выбрана не случайно. Не многие знают, что за созданием «Черного квадрата» Малевича стояли годы научно-исследовательской деятельности, говорит Анна, хотя весь авангард – это история поиска. Авангардисты шли путем редукции, постепенно отбрасывая сюжет, светотень, перспективу и объем, изображение – и все равно у них получалось искусство. Картина «Черный квадрат» стала последним шагом в этом направлении. Но, как ни странно, после того как Малевич написал «ничто», развитие искусства не закончилось.

Экспозиция представляет все самое странное, что можно увидеть на местных выставках: живопись Юрия Юрасова, Александра Гнилицкого, Юрия
Яурова и Александра Андрусенко; запоминающиеся картины и арт-объекты Альфреда Фризена; работы в смешанных техниках Владимира Каминского и Евгения Скурихина; графику, несколько нетипичную для Татьяны Ашкинази, а также причудливые композиции и инсталляции молодых художников. Что-то создано несколько десятилетий назад, а что-то – специально для этой выставки, как, например, работа Юрасова «Мишень».

Целый мир в рамке

В Выставочном зале Союза художников проходит ретроспективная выставка неутомимого путешественника, замечательного живописца Валерия Марченко «С любовью к родине», посвященная 70-летию автора. В экспозиции представлено 240 произведений, в основном пейзажи, но также тематические натюрморты и картины. Это настоящий праздник для глаз: здесь все цвета – живые и сочные, реки – искрятся и бурлят, ветер – свистит, а облака – клубятся. С тех пор как многие пейзажисты начали писать с фотографий, способность точно схватывать на пленэре настроение момента особенно ценится.

Произведения Валерия Марченко, отмечают искусствоведы, всегда просты по композиции, но предельно наполнены чувством. Сибирская, балтийская, кавказская и дальневосточная природа предстает на его полотнах во всем богатстве неповторимых состояний. Больше того, совершенно безлюдные пейзажи словно обретают внутренний сюжет.

В этом смысле особенное потрясение испытываешь от маленьких, чуть больше ладони, этюдов художника (а их тут десятки): кажется, что чувствуешь аромат и слышишь звуки заключенного в них мира.

Новая Алиса

В «Туриной горе» работает выставка Никодима Лейбгама, которая является одновременно предварительной презентацией новой книги художника «Андерграундноозорные сказки о Алисе & Ко.». В экспозиции – живопись и графика, посвященная упомянутой героине Льюиса Кэрролла, но не только.

Как сообщают в галерее, идею книги о «новой Алисе» художнику случайно подсказала 14-летняя дочь во время празднования Нового года. Небольшие ироничные абсурдистские сказки Лейбгама (они распечатаны и представлены на выставке вместе с иллюстрациями) по-новому раскрывают известные образы Алисы, Чеширского кота и остальных персонажей культовой книжки, однако стиль Кэрролла не копируют.

Также в «английской» части экспозиции представлены работы Rabbit (огромный розовый кролик, почти полностью заслоняющий типично британский пейзаж со старинным замком и парком), «Английский дворик» и «Британский дворик», огненно-красный «Грифон» и до слез трогательный «Кролик на велосипеде». Неанглийская часть выставки представляет и вовсе причудливые и сновидческие работы.

От текстиля до керамики

Юбилейная персональная выставка Татьяны Дедовой «В моих руках цветы» проходит в павильоне современного искусства «Открытое небо». Одна из лучших в Барнауле мастериц батика и текстильного рисунка, работавшая в 70-80-е годы в знаменитой художественной мастерской при Барнаульском хлопчатобумажном комбинате, представляет свои лучшие произведения.

Экспозиция ретроспективна. Здесь есть яркие работы в технике текстильного рисунка: «Черно-белое цветение», «Олимпиада-80. Москва», «Ирисы», созданные в мастерской при ХБК. Есть изящные дымчатые, по-восточному изобильные натюрморты пастелью – «Лилии на желтом», «Гранаты со стеклом», «Черешня на тарелке». Есть завораживающий батик – «Гнездо аистов», «Из скифских курганов», «Полет дракона» и сложносочиненный триптих «Под метелью белой». Представлена даже черно-белая графика.

В 90-е годы, после закрытия мастерской при ХБК, художница пришла на предприятие художественного промысла «Турина гора», где стала осваивать керамику. «Глина – живой материал, если его любить, он ответит тем же. Здесь природа вмешивается в то, что ты делаешь руками», – объясняет художница принцип своей работы.

Важен эксперимент

Выставкой в арт-галерее Щетининых отмечает 35-летие творческой деятельности художник Александр Емельянов, обладатель ряда престижных премий как книжный график и живописец, продолжатель творческой династии. Его дед Николай Николаевич Емельянов был у истоков общества художников на Алтае.

Искусствоведы относят творчество Александра Емельянова к ассоциативному символизму. «Его произведения отвечают изобразительной культуре 21 века, в них отражен дух времени, – сказала на открытии выставки доктор искусствоведения, профессор Тамара Степанская. – А состоявшимся можно назвать только того художника, который наиболее полно выразил свое время».

Сам автор признается, что не может объяснить многие свои работы и что в искусстве для него важен эксперимент. Одна из самых важных тем для художника – Великая Отечественная война. Емельянов известен и как портретист, создавший галерею образов выдающихся людей Сибири – В.Я. Шишкова, В.М. Шукшина, Г.В. Егорова, Н.М. Ядринцева, В.Б. Свинцова. И особое место в творчестве художника занимают женские образы.

Фоторепортаж