Изображая императрицу: Размышления о втором сезоне сериала «Екатерина Великая»

17:17, 18 марта 2017г, Культура 1396


Изображая императрицу: Размышления о втором сезоне сериала «Екатерина Великая» Фото №1

«А где же история?» – вопрос, который напрашивается после премьеры второго сезона сериала «Екатерина Великая», премьера которого завершилась на «России-1».

Придворный художник Федор Рокотов сохранил для нас галерею портретов жителей «золотого века» – графини Софьи Разумовской (актриса Любава Грешнова), графов Григория Орлова (актер Сергей Марьин) и Никиты Панина (Сергей Колтаков), светлейшего князя Григория Потемкина (Владимир Яглыч). Похож на оригинал даже маленький актер Саша Булатов, сыгравший Алешу Бобринского в детстве, внебрачного сына Екатерины Великой и ее фаворита Орлова. Подбор актеров потрясающий! Немного грима – и внешнее сходство актеров со своими героями становится просто портретным.

Исключением, как ни странно, стала сама императрица. Под каким углом ни рассматривай лица Екатерины II и сыгравшей ее Марины Александровой – не похожи. Бывает, создатели умышленно идут на такой шаг, делая ставку на внутренний мир персонажа. Проблема в том, что во всех своих ролях Александрова играет одинаково – саму себя. Не верите? Пересмотрите «Все включено», «Звезда эпохи» или детективный сериал про майора Черкасова. Вот и новый вариант «Изображая императрицу» не убедителен как минимум, а то и просто обидный для ценителей российской истории.

Режиссеру Дмитрию Иосифову, тому самому, что играл Буратино в известной постановке нашего детства, удалась прекрасная историческая сказка. В ней – костюмы и декорации, балы и фуршеты. Пикантные подробности превращения скромницы Фике в «северную Мессалину», словно и не царица она вовсе, а так, баба дворовая. Особенности «августейшего» скрещивания коронованных особ ради улучшения породы наследников. 32 тысячи платьев императрицы и специальная фрейлина, отслеживающая для нее новеньких, только что появившихся в столице красавцев-поручиков ростом не менее 180 сантиметров. Последний из фаворитов, Платон Зубов, был младше Екатерины на 38 лет.

При этом режиссер умудрился оставить за кадром многие важнейшие и по сию пору для России моменты. Филигранная российская дипломатия в деле освобождении из турецкого плена посла Обрескова. Победа над эпидемией черной оспы – впервые в мире! – лейб-медика Роджерсона и его русских коллег – медикусов. Чесменское сражение 1770 года, в котором была повержена властительница морей Турция. Знаменитый морской бой с турками сделан «мультяшно», хотя возможности компьютерной графики практически не ограничены именно в батальных сценах. Историки писали об этом событии восторженно: «В одну лишь ночь русская эскадра уничтожила весь флот султана... Европа вздрогнула!». Но нет этого восторга в отечественном фильме, снятом, заметьте, на русские деньги. Нет всего того, что сделало Екатерину великой. Завоеваний, присоединения Крыма и выхода к Черному морю. Нет первого генерал-губернатора нового региона страны – Новороссии светлейшего князя Потемкина. А вместо личности бесбашенного зачинщика дворцового переворота Григория Орлова – сплошная «история болезни».

При том что Питер – музей под открытым небом, натурных съемок очень мало. Прекрасен Петергоф, еще бы убрали из кадра свисающий электропровод. А вот военачальники склонились над картой Российской империи. Если присмотримся к ней и мы, то увидим Рыбинское водохранилище, которое появится спустя почти два века.

Казалось бы, неважно, что стало больше одним кинофейком. Да только материал-то исторический – богатейший, и он наш, русский. Обидно, что распорядились им создатели фильма мелочно и примитивно, не оставив в сердце зрителя гордости за «век золотой Екатерины». И молодые зрители, «Фаворита» не читавшие, могут подумать, что величие России XVIII века состояло лишь в интерьерах, костюмах да альковных сценах.

Фоторепортаж