Где осенью полно травы, там весной – сельхозпалы

В единой упряжке борются с пожарами службы МЧС, полиция, экологи

00:00, 26 октября 2011г, Общество 1403


Где осенью полно травы, там весной – сельхозпалы Фото №1

За нынешний пожароопасный сезон, по информации лесоводов, произошло 106 сельхозпалов. Распределяются они так: сотня падает на весну, остальные произошли осенью. Пробудилась сознательность граждан? Насчет этого никто и не обольщается. Осень остается по-прежнему горячим сезоном вплоть до того, как ляжет снег. Достаточно сказать, что в прошлом году пожароопасный сезон закончился 18 ноября. И нынешний год – не исключение.
По-прежнему сжигали сухую траву огородники – дым висел над садоводствами края. Вот куда стоит выбрасывать экологический десант – хотя бы в крупные товарищества дачников – жаль, что это не практикуется. Отжиг сухой травы предается огласке в случае, когда сгорит соседское строение или того хуже – не одно, а пол-улицы.

В управление природных ресурсов и охраны окружающей среды стекается информация о сельскохозяйственных и травяных палах. Начальник межрайонного отдела экологического надзора Вячеслав Семдянкин привел такой факт.

- В адрес управления за подписью главы администрации одного из районов поступила информация о том, что с 1 по 2 мая 2011 года произошло 2 ландшафтных пожара. Материалы по каждому направлены для проверки и установления виновных лиц в МЧС и УВД.

Однако при проверке поступившей в наше управление информации стало известно, что ни по одному из двух пожаров сведений в органы дознания не поступало, соответственно мер по установлению виновных не принималось.

Управление и впредь будет руководствоваться нормативно-правовыми актами в борьбе с огневыми палами. Придется менять отношение к пресечению сельскохозяйственных палов на местах. Всё должно быть по закону.

В управлении природных ресурсов отмечают волчихинцев: за сжигание растительных остатков к административной ответственности за 6 месяцев привлечено 5 глав крестьянско-фермерских хозяйств. Штрафов взыскано 20 тысяч рублей.

Беда идет от человека

Именно эту фразу приходится из года в год слышать от всех, кто борется за сохранность природы.

Глава Ильинского сельсовета Шелаболихинского района Николай Кангин говорит, что на территории сельсовета вся пашенная земля и сенокосные угодья обрабатываются. Беда приходит с другой стороны. От охотников и рыбаков. Они оставляют непотушенные костры. Из-за неосторожного обращения с огнем загораются на лугах стога сена. Бывало, сгорали подчистую, приходилось и караулить.

Беспокоится глава за уникальный сосновый участок, расположенный в Обской пойме. Переживают за него и местные жители. Охраняет борок лесник Юрий Андреев. Его коллеги в других районах края тоже тревожатся о сохранности лесов. А ведь сельхозпалы, даже не задев лесопосадки, губительны в целом для природы – флоры и фауны. Спичка уничтожала ценные болотно-степные участки, кладки птиц, семена трав и растений, краснокнижных животных.

Сжигают плодородие почвы

Губительны сельхозпалы для самой земли.

Беседуем с начальником отдела земельного контроля управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай кандидатом биологических наук Андреем Стрелковским.

На вопрос, почему, несмотря ни на что, прибегают к огневой очистке полей, Андрей Николаевич ответил так:

- В целях экономии денежных средств. Многие сельскохозяйственные организации прибегают к самому дешевому способу очистки полей от пожнивных остатков, а также сенокосов и пастбищ – выжиганию.

Крестьяне стремятся непременно сжечь отходы производства от возделывания сельхозкультур и освободить сенокосные угодья весной или осенью.

При этом большинство не отдает себе отчета, что травяные пожары приводят к заметному снижению плодородия почвы.

Прошу своего собеседника объяснить, в чем же наносимый огнем вред земле.

Травяной пожар не увеличивает количества минеральных питательных веществ в почве – он лишь высвобождает их из сухой травы, делает доступными для питания растений. Однако при этом теряются азотные соединения. Основная часть запасенного в растительности связанного азота высвобождается в атмосферу, становясь для большинства растений недоступной. Сгорает и мертвое органическое вещество почвы, образующееся из отживших частей растений, в том числе собственно сухой травы. Сокращение количества мертвого органического вещества в почве – это главный фактор снижения почвенного плодородия.

Весомый аргумент! Это же обязаны четко знать люди, работающие с землей.

Что предпринимается для пресечения огневого способа очистки полей? Весной 2011 года контрольно-надзорные мероприятия сотрудников отдела дали такой результат: составлено 25 административных дел в отношении лиц, виновных в организации поджогов на землях сельскохозяйственного назначения на общей площади 1182,1 гектара.

Алейский район. Здесь выявлено 8 случаев огневой обработки полей на 248,5 гектара. В Залесовском, Заринском, Калманском, Красногорском, Чарышском районах также зарегистрированы сельхозпалы. В Краснощековском районе 337 гектаров земли обожжено огнем, в Чарышском – 150 гектаров. Выявлены случаи сельхозпалов в Табунском (3,1 га), Шипуновском (59,9 га) и других районах края. Причем, перечислены только те районы, где удалось, как говорится, поймать виновных за руку.

По управлению ежегодно издается приказ «О выявлении и пресечении возникновения сельскохозяйственных палов». Организовано взаимодействие с МЧС, органами внутренних дел, районными и сельскими администрациями по тушению лесостепных пожаров. Проводятся рейдовые мероприятия на подконтрольной территории с целью выявления лиц, виновных в возникновении сельскохозяйственных палов. Кстати, в приказе работникам управления предписывается по возможности принимать необходимые меры по ликвидации сельскохозяйственных палов, в том числе и лицами, использующими земельные участки.

За 2010 год по выявленным фактам нарушений земельного законодательства управлением к административной ответственности привлечено 59 лиц, допустивших неконтролируемые сельскохозяйственные палы.

Сделал - отвечай

Журналистам постоянно приходится слышать о том, что непросто поймать виновного за руку. Поджигатели обычно стараются уйти от ответственности любым способом. Вот лишь один пример. Государственный инспектор Иван Петряшин, проезжая по землям сельхозназначения в районе села Троицкого Троицкого сельсовета Усть-Пристанского района, на поле увидел, что мужчина поджигает валки пожнивных остатков соломы. Ветром огонь перекинуло на защитные лесопосадки по краю поля. На вопрос государственного инспектора поджигатель ответил, что жечь солому приказал председатель СПК.

На краю поля стоял «УАЗ», в котором было еще четверо, по их внешнему виду можно было сказать, что они также участвовали в поджоге поля.

Вызвали председателя СПК. Подписывать протоколы (осмотра места правонарушения об административном правонарушении) он категорически отказался.

Госинспектор сообщил о произошедшем в докладной записке руководителю управления Федеральной службы Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай. Он обратился в администрацию Усть-Пристанского района с письмом: «В связи с нарушением законодательства РФ и Алтайского края прошу принять меры…»

По итогам административного расследования на генерального директора ООО «Вектор» составлен протокол об административном правонарушении по ст. 40-1 закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» и направлен на рассмотрение в административную комиссию сельсовета. Долгая история?

Показательный пример

А как же сельхозпроизводителю обезопасить себя от нарушения законодательства РФ и Алтайского края?

«Содержать земельные участки в порядке!» – так ответил мой собеседник.

Заросшие земельные участки – в будущем это потенциальные места проведения сельскохозяйственных палов. Вот почему сотрудники отдела земельного контроля занимаются выявлением таких участков.

За 2010-2011 годы зафиксировано 32 случая невыполнения обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, а именно зарастание земельных участков сорной растительностью (полынь, молочай лозный, пырей ползучий, щетинник зеленый, вьюнок полевой и т. д.) на площади 6,3 тысячи гектара. Виновные привлечены к административной ответственности. Кроме того, нарушителям выданы предписания об устранении нарушений.

Интересно, а что потом? Очистили землю от сорняков? Да. В этом работники Россельхознадзора убедились. При повторных проверках участки приведены в надлежащее состояние. Работа в данном направлении продолжается.

Мнение

Заместитель руководителя управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай Сергей Пищулин:

- Главная задача – убедить землепользователей не сжигать пожнивные остатки, а утилизировать их. Это поспособствует сохранению плодородия почвы, сбережению флоры и фауны. В решении этой проблемы управление Россельхознадзора работает совместно с администрацией края.

Факт

* 16 октября на границе Зонального и Троицкого районов сразу на нескольких участках полыхнул огонь. Он пошел в сторону Загайново, сгорели сельхозпостройки. Селянам и пожарным пришлось приложить максимум усилий, чтобы спасти от пламени жилые дома.

Ведется административное расследование.

Фоторепортаж