Казалось бы, по нынешним временам признание дома аварийным должно сулить его жильцам переезд и радостное новоселье…

00:00, 23 февраля 2011г, Общество 1099


Не факт! Фото №1

Дом № 52 по ул. 80-й Гвардейской дивизии. Эта небольшая и ветхая двухэтажка существует на интерактивной (компьютерной) карте Барнаула. Да и на земле дом еще стоит. Но люди, прописанные по этому адресу, боятся, что от здания скоро камня на камне не останется.

История болезни

Тревожная переписка с различными инстанциями у жильцов началась давно. Некоторые уж и позабыли, когда точно. Но результатов мало. Самый весомый – бумажный. Это солидная пачка чиновничьих документов, которая накопилась с начала 21 века.

Тогда местные активисты пытались добиться лишь капитального ремонта. Но постоянно получали разные отговорки. То «в городском бюджете мало средств», то «вопрос на контроле», то попросту переносили ремонтные сроки на очередной год…

И тут еще нужно учесть ветхость «инженерки». Трубопроводы здесь тоже чрезвычайно прохудились. Запашистые подземные стоки попадают в подпол и, понятно, воздух в квартирах не освежают. По словам соседей, в 2007 г. ручейки окончательно подмыли фундамент и здание заметно накренилось. Долгожданная радость, кажется, пришла год спустя.

В декабре 2008 г. члены специальной городской комиссии решили: «Признать жилой дом по ул. 80-й Гвардейской дивизии, 52 аварийным и подлежащим сносу». Выписка из протокола заверена подписью заместителя главы администрации Барнаула Юрия Петрова. Свершилось? Не торопитесь.

Бумаги и порядок

Примем комиссионную оценку за отправную точку. Но факт подобного признания (сам по себе), оказывается, не решает проблему окончательно.

По закону должно последовать распоряжение барнаульской администрации – о дальнейшем использовании помещения и сроках отселения граждан. А затем ответственные лица мэрии подают документы далее (в едином пакете подобных) - для зачисления дома в краевую адресную программу. Ее полное название: «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития малоэтажного жилищного строительства». И пусть вас не смущает строгость формулировок и обязательность каждого звена в длинной цепочке деловых отношений.

Четкое выполнение всех требований дало региону возможность получить и освоить миллиарды рублей по 185-му закону. Считая и программу «аварийки», и капремонт. Странно другое. Почему из тех миллиардов не нашлось кусочка для мероприятий по зданию на 80-й Гвардейской? Где цепочка дала сбой?

Вот оно что!

В ноябре 2009 г. граждане отправили коллективное письмо в администрацию края.

Ответ из краевого управления по ЖКХ гласил: «…Вопрос о включении дома в краевую адресную программу на 2009 г. не рассматривался, так как необходимые документы администрацией города Барнаула в управление не предоставлялись». Вот и разгадка, которая, собственно, глубоко и не пряталась. А на пустом месте в наше время дом не построишь. Закон не позволяет.

Как рассказывает Наталья Ларина, от имени соседей она обратилась в государственную жилищную инспекцию края. В апреле 2010 г. сотрудники пришли к ним с проверкой и даже подтянули на встречу представителя управляющей компании «ЖЭУ № 6 Октябрьского района».

По результатам проверки составлен акт. В адрес управкомпании выдано предписание «на выполнение текущего ремонта кровли по заявкам жителей, досок для пола и ступеней лестничных маршей». Ее же сотрудникам велено наблюдать за трещинами на торцевых стенах дома. А вот еще одна выдержка из документа:

«…В адрес заместителя главы администрации г. Барнаула, председателя межведомственной комиссии для оценки помещений муниципального жилищного фонда Ю. М. Петрова инспекцией направлен запрос по исполнению имеющегося у вас решения комиссии от 16 декабря 2008 г.». Так перед нами еще раз всплывает изначальная дата конфликта (см. «Историю болезни»).

Реакция

Реакцию на документ мы можем наблюдать сегодня. Это достаточно легко сделать. Потому что ее (реакции) просто нет. Зато появились официальные отклики. 25 июня 2010 г. – от прокурора города Вячеслава Рехтина, 13 августа – от и. о. прокурора города Сергея Кирея…

Они, в принципе, одинаковые и содержат стандартные формулировки. Типа «обращение рассмотрено», «установлено следующее» и следует констатация фактов. Только в более сухом (правоприменительном) изложении. Но есть и проблески. В сочетании с авторитетом надзорного ведомства нам их можно смело взять на заметку. В случае жильцов – на вооружение.

«…Невключение дома в программу переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда не является основанием для бездействия администрации города и не препятствует плановому переселению граждан за счет местного бюджета».

«…В адрес главы города (на тот момент им был Владимир Колганов. – Прим. автора) вынесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства. Согласно ответу в 2010 г. средства на переселение граждан в бюджете города не предусмотрены. Поэтому администрацией принято решение о подготовке бюджетной заявки на 2011 г.».

И наконец: «…Учитывая, что квартиры N 1, 3, 4, 10 находятся в муниципальной собственности, прокурором Октябрьского района подготовлено исковое заявление в интересах нанимателей данных квартир о переселении их из аварийного жилья».

Немного эмоций

Прокурорским реагированием тогда история не закончилась и плавно перекочевала в 2011 г. Я побывала на месте и лично убедилась в плачевном положении вещей.

Граждане обратились в суд. Он состоялся. И даже не один. То есть жильцами пройдена еще одна серьезная инстанция. С определенным результатом. И это тема отдельного разговора. Так же, как необходима более подробная беседа о роли, которую сыграла в действе управкомпания «ЖЭУ N 6 Октябрьского района»...

Ну вы уже поняли, там много чего интересного открылось. Давайте вместе с нашими земляками попробуем пройти весь путь до конца. Шаг за шагом. До встречи в ближайших номерах «АП».

Нелли ФИЛИМОНОВА

Фоторепортаж