КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР НА РАСПУТЬЕ

00:00, 20 марта 2010г, Культура 2859


КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР НА РАСПУТЬЕ Фото №1

Завтра, 21 марта, отмечается Международный день кукольного театра. "АП" решила выяснить, каковы проблемы и перспективы сегодня у театров на Алтае.

Галина Шнайдер, директор краевого театра кукол "Сказка":

- Кукольные театры сегодня, конечно, не витязи на распутье, но должны решать, как развиваться дальше. Если говорить конкретно о "Сказке", то мы планировали получить статус автономного учреждения культуры. Но возникло препятствие: при нынешнем состоянии материально-технической базы мы вынуждены были бы все заработанное тратить именно на нее, а не на творческое развитие. Так что этот процесс пока отложен.

А статус автономного учреждения позволил бы нам вводить новые формы работы и найти дополнительные источники доходов: за одни только новогодние каникулы в этом году нас посетили 17,5 тысячи зрителей по билетам и еще две тысячи бесплатно.

К сожалению, в последние два года гастроли по краю стали приносить нам одни убытки: бензин, транспортные расходы, размещение труппы в гостинице и совершенно справедливый запрет перевозить декорации вместе с людьми - все это лишило нас такого необходимого живого обмена эмоциями, общения с новым зрителем. Но мы не опускаем руки. Под конец сезона выпустим спектакль "Золушка", который поставит выпускница Санкт-Петербургской академии искусств Елена Чверткина, должна получиться постановка высокого художественного уровня. Мы остались немного на обочине Года Шукшина, но заявились в федеральную целевую программу "Культура России". И, вероятно, все-таки получим 200 тысяч рублей на шукшинскую постановку. Работа над ней уже идет, есть договоренность со Сростинским музеем-заповедником о том, что нам позволят изучить их материалы. А третьим спектаклем станет "Снегуркина школа", которым театр открылся в 1964 году.

Если продолжать разговор о печальных тенденциях кукольного театра в Сибири, то не более половины из них обеспечены художественным руководством. А ведь малыши - наши главные зрители - сначала видят, потом уже слышат и только потом понимают происходящее. Так что театр кукол всегда был театром художника! Нас спасают сотрудничество с краевой академией культуры, которая поставляет нам новые кадры, и всевозможные театральные форумы и фестивали.

Я бы хотела поздравить с праздником наших зрителей, которые подпитывают нас своей энергией, а коллегам желаю набраться терпения. Времена бывали всякие, и многое в нашей сфере делается не благодаря, а вопреки. Но именно театр сегодня хранит и культивирует общечеловеческие ценности.

Борис Щербаков, театральный художник:

- На мой взгляд, сегодня кукольный театр губят "бесформенные" спектакли - постановки без внятной профессиональной режиссуры. А ведь в кукольном театре это совершенно недопустимо, это же театр метафор, иносказаний! Он не терпит натурализма, зато зритель должен многое домыслить, "доиграть" сам.

Я учился у замечательного театрального художника Александра Тышлера, который говорил, что кукольный театр в этом смысле сродни балету, и эти два вида зрелищного искусства требуют от художника и режиссера другого подхода, нежели драма.

Увы, если кукольный театр не одолевают художественные кризисы, то сказывается нехватка финансирования. От государства театры получают средства разве что на зарплату актерам, а на постановку уже приходится как-то искать деньги самим. По этой причине у меня, например, недавно сорвался проект интересного спектакля для взрослых в новосибирском театре - "Трехгрошовая опера".

Татьяна Мошкина, руководитель театра-студии "ТиМ":

- Наш самодеятельный театр всегда тесно сотрудничает со "Сказкой", причем во многих направлениях. "Сказка" нам предоставляет площадку для наших мероприятий. Мы активно обмениваемся репертуаром, поскольку сегодня очень мало пишут для детей. Например, сейчас театр "ТиМ" готовит спектакль "Мымренок", и пьесу я брала именно в "Сказке". А еще я в этом году написала сценарий для новогодней интермедии театра кукол, которая получилась удачной, так что это сотрудничество обязательно будет продолжено.

Но главное, мы обмениваемся опытом работы с детьми. И мы, и кукольные театры начинаем работать со зрителями буквально с двух-трех лет, а это, сами понимаете, весьма своеобразная аудитория, требующая особого отношения и очень тонкой работы. То, что в городе есть кукольный театр, очень важно: часть зрителей от двух до шести-семи лет почти не охвачена другими театрами, а ведь именно с этого возраста нужно начинать активно приобщать детей к искусству, причем системно, а не разово. Чтобы потом не удивляться, что в театр приходят люди, не знающие, как воспринимать спектакль. Замечу, что, скажем, Молодежный театр в последнее время больше сосредоточился на старшеклассниках.

Но тут еще очень важно, чтобы дети приходили в кукольный театр не только классами, но и с родителями, которые подскажут, как себя вести, а после спектакля обсудят увиденное с ребенком.

Фоторепортаж