Вдохновение – это новый вдох: как алтайские художники готовятся к выставке «Сибирь – XIII»

10:03, 19 июня 2023г, Культура 919


Фото: из архива Александра Глиницкого
Фото: из архива Александра Глиницкого

5 июля 2023 года на площадке «Титов Арены» барнаульцев и гостей города готовится принять крупнейшая за 40 лет выставка Алтайского края «СИБИРЬ –  XIII». Где в ней примут участие более 700 художников и искусствоведов, представляющих несколько регионов России, которые покажут около 1,5 произведений современного искусства. На данный момент в нескольких городах Сибири проходят отборы материалов для выставки среди мастеров. Наш регион представят больше сотни авторов. В преддверии этого события, мы пообщались с одним из художников, работы которого будет возможность увидеть в июле –  с Александром Гнилицким, членом союза художников России.

–  Расскажите про начало своего творческого пути, что сподвигло вас к живописи?

– Родом я из небольшого шахтерского городка Горняк, который находится на самом юге Алтайского края, на границе с Казахстаном. Родился в 1958 году. Мои родители приехали сюда из воронежской области в 1953 году в поисках лучшей жизни. На тот момент здесь уже функционировал рудник по добыче полезных ископаемых, здесь добывали цинк, медь, золото, серебро. Отец устроился на рудник и содержал семью, мама работала на швейной фабрике.

Желание рисовать появилось, конечно, еще с раннего детства. Любовь к природе привили нам родители, нас в семье было трое мальчиков, я самый младший. У нас была машина, папа часто вывозил нас из степной зоны, потому что Горняк расположен в Степи, в предгорье Алтая, там очень много ягод, дальше непроходимые леса, озера, и это все, конечно, оставила неизгладимые впечатления в душе маленького будущего художника.

В школе рисовал лучше всех, делал стенгазеты и все, что поручали. Участвовал в различных конкурсах, но самое серьезное увлечение, рисование, пришло после прочтения повести «О юном художнике» Льва Кассиля. Помню, что книгу принес мой одноклассник, мы сидели за одной партой, он ходил в музыкальную школу, и мне хотелось тоже где-то себя попробовать. У нас был только кружок в доме пионера, я посещал его. Прочитав эту книгу, меня очень тронула судьба талантливого мальчика Коли Дмитриева – о нем пишет автор. Он трагически погиб, но его рисунки с натуры, которые были опубликованы в этой книге, меня просто поразили своим мастерством. Он мой сверстник. Я посмотрел на его работы и стал рисовать каждый день, в чем- то подражая ему. Это, наверное, и стало самым главным событием, которое определило в дальнейшем мою судьбу.

–  Были ли у вас в роду люди творчества, художники?

– Таких ярких личностей, конечно же, не было. Папа рассказывал мне, его самый старший брат рисовал очень хорошо, в деревне к нему обращались. Но я подозреваю, что моя мама, которой сейчас пошел 91 год, обладает скрытыми творческими способностями к изобразительному искусству.

В детстве я приносил свои рисунки и показывал родителям, они были моими первыми зрителями и критиками. Они меня, конечно, хвалили, и я просил папу что-нибудь нарисовать, он рисовал, но мне всегда было смешно, и он вместе со мной смеялся, говорил: «Ну извини, вот так только умею». Потом маму просил, она тоже говорила: «Я же тоже не умею рисовать, так только, одни цветочки». Брала в руку карандаш, и почти не глядя на лист, она лихо, очень быстрыми линиями, такими живыми, подвижными, рисовала цветок мальва. Меня это всегда поражало, как у нее так быстро и красиво получалось. Она говорила, в детстве в деревне к ним приходили художники, самодеятельные, видимо, и расписывали в их домах стены, потолки. Она говорит, что помнит цветочки мальвы, и рисует их до сих пор.

Мы с ней недавно так же рисовали, я попросил ее вспомнить. И все больше убеждаюсь, что у нее есть способности и творческое отношения к жизни, умение это все воспроизвести цветом, линиями. Это все было заложено, но просто в силу обстоятельств, она это не проявила в свое время, потому что нужно было заниматься семьей и воспитывать нас.

– Я знаю, что вы занимались педагогической деятельностью, как пришли к этому, где преподавали?

– В 1975 году я поступил в государственный педагогический институт Нижнего Тагила на художественно — графический факультет. После окончания института, в 1980 году, меня забрали в армию, отслужил полтора года и приехал домой в Горняк, где уже на тот момент была открыта детская художественная школа. Там устроился работать преподавателем живописи, рисунка, композиции и скульптуры. С большим желанием занимался с детьми, ежегодные пленэры, выезды на природу, жили в палатках с детьми. Конечно же, все это запоминается надолго, так как в поездках всегда получаешь много впечатлений, делишься своим опытом, учишься сам.

Работал почти двадцать лет в художественной школе, потом перевелся в горняцкий детский дом №1, где поработал педагогом дополнительного образования, занимался с детьми живописью, рисунком, композицией.

Параллельно с педагогической деятельностью я занимался творчеством: живописью, графикой, участвовал на выставках и в 2005 году стал членом Союза художников России, получил художественную мастерскую в Барнауле, переехал туда на некоторое время и там работал. Сначала в Барнаульском педагогическом колледже, на художественном отделение работал со студентами, затем в 38 лицее.

И последние пять лет, перед уходом на пенсию, поработал в самой лучшей в Барнауле художественной школе №2. И главное, там завершилась моя педагогическая деятельность, самым лучшим за всю мою преподавательскую работу выпуском учеников, многие из которых связали свою судьбу с творческими профессиями и, конечно же, я очень горд и рад за своих мальчишек и девчонок.

­–  Где вы черпаете вдохновение?

– Очень часто мы слышим, особенно среди людей творческих профессий, такое выражение: «Есть вдохновение –  я работаю, нет вдохновения – я не работаю».

А ведь если логически порассуждать, то мы увидим, ответ заложен в самом слове – вдохновение означает новый вдох, а человек живет благодаря тому, что ежесекундно совершает новый вдох, стало быть вдохновение, есть сама жизнь, которая есть сейчас, которая есть всегда и везде, и она дана каждому человеку самим великим творцом. Нужно только видеть ее, слышать ее, чувствовать, то есть не обязательно ехать куда-то за вдохновением: ты видишь над головой синее небо и любуешься им, хочется написать картину, слышишь пение птиц на даче — это же чудо! Или шум ветра – хочется стихотворение написать. Или случайно увидишь красивое лицо в толпе прохожих – восхитишься, и напишешь портреты и так далее.

И в конце концов, в самом человеке творцом заложена способность мечтать, фантазировать, созидать, и не надо ждать никакого вдохновения. Оно всегда рядом. Это мы лукавим сами себе и другим, просто оправдываем свою лень отсутствием вдохновения.

–  Как вам удалось попасть на эту выставку?

– Выставка, в которой я принимаю участие, называется межрегиональная художественная выставка «Сибирь –  XIII».

Художественные выставки бывают разного статуса, от городской до международной. Такого рода выставка, как межрегиональная, проходит всегда один раз в пять лет. Выставка, которая пройдет этим летом, будет очень масштабный и высокой по профессиональному уровню. Будет представлено художественное творчество всей Сибири.

Чтобы попасть на выставку, необходимо было пройти строгий выставком по отбору работ. Основным критерием эксперты выделяют профессионализм и новизну. Если автор застрял на одном уровне еще с прошлой выставки и не движется дальше, то он может и не пройти отбор. Нужно постоянно идти в ногу со временем и обновляться.

Мною были представлены выставкому три живописные работы беспредметной направленности, и все три были приняты, чему я очень рад! Называются «Стихия-2», «Луна Соната» и «Над городом осень».

–  Принимаются работы на определенную тематику или свободное творчество?

– Организация подобной межрегиональной выставки – это очень сложный процесс, в котором принимают участие представители секретариата Союза художников России из Москвы, руководители всех сибирских отделений Союза художники от России, ведущие искусствоведы региона, всего 19 человек.

В течение нескольких дней эксперты занимались сложной аналитической работой. Из 2000 произведений, предварительно отобранных в сибирских регионах, нужно было выбрать лучшие. Пройти отбор смогли лишь чуть более 1000 художественных произведений, и они будут принимать участие в выставке. Самих участников — авторов приблизительно семьсот человек.

Зрители выставки увидят произведения современного искусства: будет представлена живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, картины разных жанров и разных направлений.

Алина ПОПОВА

 
Фоторепортаж