АЛТАЙСКОМУ ХЛЕБУ ПУТЬ ОТКРЫТ

О ТОМ, ЧТО АГРАРНОМУ КРАЮ ДАЮТ ЛЬГОТНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТАРИФ НА ПЕРЕВОЗКУ ЗЕРНА

00:00, 02 октября 2010г, Общество 1365


АЛТАЙСКОМУ ХЛЕБУ ПУТЬ ОТКРЫТ Фото №1

Вступили в силу льготные тарифы на железнодорожные перевозки зерна и продуктов мукомольно-крупяной промышленности в пострадавшие от засухи регионы. Этот шаг государства позволит расширить рынки сбыта для крестьян и зернопереработчиков Сибири.

Согласно решениям Правительства РФ от 14 сентября 2010 года и Федеральной службы по тарифам от 17 сентября льготы на железнодорожные перевозки зерна и мукомольно-крупяной промышленности из Сибирского, Южного и Северо-Кавказского федеральных округов в пострадавшие от засухи Центральный, Северо-Западный и Приволжский округа установлены с 20 сентября по 31 декабря текущего года. Для продукции сибиряков понижающий коэффициент - 0,3 начиная с 1101 километра, для ЮФО и СКФО — 0,5 при отправке зерна на расстояние свыше 300 километров.

Для сибирских производителей и переработчиков зерна коэффициент 0,3 означает 70-процентную скидку на перевозки своей продукции на расстояние свыше 1100 километров. Такое решение особенно важное для нашего аграрного края, который в этом году намерен собрать не менее 4 млн. тонн зерна и произвести 1,2 млн. тонн муки. При этом на местное потребление требуется не более 300 тысяч тонн зерна, остальной объем вывозится в другие регионы России и за рубеж.

Как известно, два года назад по настоятельной просьбе прежде всего Алтая был введен понижающий коэффициент 0,5 на перевозки зерна на расстояние свыше 1100 километров. По оценке экспертов, краевым зерновикам это давало экономию на каждой тонне в 250-300 рублей, а всего за год – 100 млн. рублей. Теперь же, при 70-процентной скидке, общий эффект будет гораздо выше, так как сибирские аграрии сэкономят на доставке одной тонны до 500 рублей, считают специалисты Федеральной службы по тарифам. В целом цена вопроса по стране - около 2 млрд. рублей. Именно столько согласно постановлению правительства будет в этом году субсидировано ОАО «Российские железные дороги» на обеспечение исключительных льготных тарифов на перевозки зерна, муки и круп.

Вице-президент Союза зернопереработчиков Алтая, гендиректор компании «Грана» Валерий Гачман в связи с этим подчеркивает, что, производя такую компенсацию железной дороге, правительство тем самым в итоге существенно поддерживает крестьян. «Самое главное, - считает он, - что при изменении льготы до коэффициента 0,3 алтайские мукомолы и крупянщики смогут компенсировать затраты на производство не за счет снижения цен на закупку зерна у селян, а за счет увеличения льготы на железнодорожные перевозки. Высвобождающиеся средства пойдут на закупку зерна у крестьян по более высокой цене. Соответственно увеличится экономия – увеличатся и объемы производства. И в целом это сильнее приблизит нас к удаленным регионам потребления алтайской продукции».

Вице-президент Российского союза мукомольных и крупяных предприятий, гендиректор рубцовского «Мельника» Александр Бедарев такого же мнения: «Принятое решение - в пользу наших крестьян. Установленный коэффициент означает для нас дополнительный рынок сбыта как минимум 200 тысяч тонн муки или 300 тысяч тонн зерна. Это существенно, поскольку увеличение производства - это кроме прочего дополнительные рабочие места, рост поступлений в бюджет, снижение социальной напряженности».

Он, как и в целом зернопереработчики края, отмечает значение целенаправленных усилий нашего губернатора в продвижении алтайcкой сельхозпродукции на рынки сбыта. Их мнение однозначно: «Настойчиво продвигая идею введения льготного железнодорожного тарифа, наш губернатор действовал как федеральный политик, так как это в интересах не только Алтайского края, но и всей Сибири и Дальнего Востока». А по большому счету это пример того, как совместные усилия краевых властей и бизнес-сообщества дают своевременный и нужный эффект.

В то же время тарифные льготы нельзя считать подарком правительства. Введенная мера – это шаг к выравниванию возможностей различных регионов. Он повышает конкурентоспособность алтайского зерна и продуктов его переработки при их поставках за Урал, но недостаточно. Преимущество аграриев и мукомолов европейской части страны в том, что они находятся рядом с морскими зерновыми терминалами, чего сибиряки лишены и тем самым поставлены в неравные условия. Между тем федеральный закон «О развитии сельского хозяйства», принятый в декабре 2006 года, четко формулирует обязанность государства – создавать равные условия конкуренции на рынке сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

Таким образом, считают алтайские зерновики, транспортно-тарифная политика нуждается в дальнейшем совершенствовании. Издержки на переработку зерна у алтайских мукомолов уже давно самые низкие в России, и существенного резерва для их дальнейшего сокращения просто нет. Поэтому от становящейся уже традиционной скидки в 50 процентов с 1101 километра железнодорожного пути в ближайшей перспективе желательно перейти к 70-процентной скидке и с нулевого километра. В неоднократных обращениях к федеральному центру наш губернатор именно так и ставил вопрос.

И еще нюанс. Поначалу в Федеральной службе по тарифам убеждали Алтай в том, что он предлагает установить такие транспортные льготы, какие не могут быть введены никоим образом. А они введены и действуют. Так что прецедент создан. А что касается нормативно-организационных мер для нового шага, то тут препятствий, по сути, нет: ведь сто процентов капитала ОАО «Российские железные дороги» – в руках государства.

Материал подготовил Александр АСТАПОВ.

Кстати
Приморский край при годовой потребности в 75 тысяч тонн муки более половины этого количества – 40 тысяч тонн – в этом году рассчитывает получить из Алтайского края. Договоренность о том была достигнута в ходе недавней встречи с прибывшей делегацией приморцев. Гости сообщили, что алтайской мукой у них будут обеспечиваться социальные программы. Но основной проблемой, сообщает агентство «Интерфакс», остаются высокие железнодорожные тарифы на внутригосударственное сообщение. Представители администрации Приморского края на встрече выразили готовность подключиться к решению вопросов, связанных с государственным регулированием железнодорожных тарифов на доставку сельхозпродукции.

Фоторепортаж