Что произошло с пунктами выдачи Wildberries

19:30, 24 марта 2023г, Общество 800


Что произошло с пунктами выдачи Wildberries Фото №1

Неделю назад часть пунктов выдачи заказов (ПВЗ) популярного маркетплейса Wildberries по всей стране оказались закрытыми. На дверях были вывешены объявления: «Выдача товара приостановлена, потому что нам не платят зарплату». После забастовок ПВЗ руководство компании прислушалось к их требованиям, а Госдума решила поработать над поправками к закону о торговле.

Забастовка

Первыми озвучили свои требования через соцсети ПВЗ Читы. Более громко, с участием телевидения и полиции, заявили о себе москвичи, осаждая офис компании. В течение нескольких дней часть пунктов выдачи в российских городах, в том числе и в Барнауле, были закрыты.

Требования, разумеется, выдвигали экономические. Бастующих возмутило снижение зарплаты на 30% без объяснения причин, а также 100-процентные штрафы за возврат бракованного товара потребителями. Руководство компании и ранее в ультимативной форме принимало решение в отношении сотрудников, мол, если не нравится, увольняйтесь. Но в марте терпение у работающих на маркетплейсе лопнуло.

Представители ПВЗ считают, что брак на совести производителей, а разбитый или подмененный товар – область разбирательств с логистами и складскими служащими. Сначала руководство Wildberries не желало замечать недовольных партнеров, пообещав, что разорвет работу с теми пунктами, которые нарушили договор-оферту. Но сотрудников пунктов выдачи заказов это не остановило, они даже организовали в Telegram чат «MEGA Бунт» и грозились объединиться в профсоюз. Руководство и тогда не слишком озаботилось ситуацией.

Но как только онлайн-площадкой по продаже товаров заинтересовалась прокуратура, Wildberries объявила об отмене свыше десяти тысяч некорректных штрафов и временно приостановила текущий механизм списаний за подмены. А также повысила зарплату сотрудникам на 15%. Кроме того, разморозила договоры-оферты с забастовщиками.

Но не все из публично озвученных уступок действует повсеместно. Например, в одном из барнаульских пунктов выдачи товаров сотрудник пояснил:

– Зарплату срезали на 25% да так и не восстановили после забастовки. Вычеты за брак, произведенные с начала месяца, не вернули, а вот за текущий бракованный товар заморозили, прекратили взимать средства до выяснения обстоятельств.

Сейчас на уровне руководства компании дорабатываются условия выдачи и приемки товаров на ПВЗ, а также обсуждаются пункты договора, в которых обозначены права работника.

Сотрудник ПВЗ также пояснил, что работают в пункте выдачи товаров по сменам – три дня на один, график – с 10.00 до 21.00. При этом перерыва на обед нет, а зарплата зависит от количества продаж и возврата товара.

Госдума задумалась

Эта ситуация показала, что не все поддается регулировке законом, поскольку он устарел.

Официально улаживали конфликт на площадке «Опора России». На встречу с руководством онлайн-платформы приехали 20 владельцев пунктов, в сеть которых входит более 60 ПВЗ. По итогам встречи создана согласительная комиссия.

В Госдуме забастовка сотрудников одной из самых популярных интернет-площадок тоже получила отклик. Прецедент в сфере интернет-торговли заставил депутатов обратить внимание на устаревшее законодательство. Новая сфера бизнеса разрастается, при этом права миллионов людей, работающих на онлайн-площадках, не защищены законодательно. И это упущение депутаты пообещали устранить. Остается ждать соответствующих поправок к законам.

Кстати, за месяц до бунта сотрудников маркетплейса Госдума приняла в первом чтении новую редакцию закона «О занятости населения». Действующий закон принимали 30 лет назад.

Единороссы собираются ко второму чтению подготовить законопроект, который будет регулировать самозанятость и занятость в сфере онлайн-торговли. Пока депутаты подсчитали, сколько занято в услугах такси, армия работников составляет от двух до пяти млн человек. По мнению законодателей, это большое число экономически активных граждан, вносящих свой вклад в формирование ВВП. Будет отдельный закон, работа над которым идет с участием профсоюзов и крупных платформенных игроков рынка. Скоро, видимо, посчитают и работающих на маркетплейсах и ПВЗ, которые множатся в городах.

Для потребителей

В дни забастовок часть пунктов выдачи заказов на пару дней оказались закрыты и потребители, выписывавшие товары к определенному дню, пострадали. Но есть ряд неудобств, с которыми сталкивались покупатели и раньше.

О плюсах и минусах пользования электронной площадкой для заказа товаров рассказали жители Алтайского края.

25-летняя Наталья Мечникова – частый пользователь маркетплейса.

– Я привыкла носить определенные бренды, и, после того как цены в торговых центрах подскочили, я полностью перешла на заказы в Wildberries. Там и ассортимент разнообразнее, и цена ниже. Зимние джинсы на флисе стоили в отделе ТЦ около 3 тыс. рублей, а на маркетплейсе можно было заказать за 2200 рублей. Хорошо экономят деньги «черные пятницы». Еще один плюс электронной площадки в том, что товар хранится две недели. Для сравнения: на Lamoda – несколько дней всего, – рассказала Наталья.

Но есть и минусы. По словам покупательницы, сейчас ввели плату за возврат товара. За вещь, которая стоит 2500 рублей, спишут 50 рублей. Выше цена за возврат, если это относится к гаджетам, например чехол от телефона стоит 150 рублей, а возврат – 100 рублей.

– Если пришел неисправный телефон, то средства не списывают, но нужно доказать, что техника не работает не по твоей вине. Мне гель для душа со сломанной крышкой пришел, жидкость немного вытекла, заказ стоит 150 рублей, а за возврат – 50 рублей. Жидкость для снятия макияжа иногда полупустой приходит. Тени высыпаются из упаковки. Неравноценно как-то. Раньше можно было дома вещь развернуть, сфотографировать некачественный товар и вернуть. Сейчас лучше распаковывать при сотруднике, – рассказала девушка.

По словам жительницы Барнаула Ольги Строевой, платформа Wildberries не очень удобна, потому что там, если потребитель не постоянный клиент, берут деньги за возврат товара.

– На Lamoda товар доставляет курьер, можно тут же его вернуть. За доставку постоянным клиентам тоже не нужно платить. И там копятся баллы за покупки, на других платформах этого нет. Раньше я заказывала товары с американских сайтов, сейчас они нам недоступны. Там было заказывать еще выгоднее, хотя приходили вещи тоже не без изъяна. Могли прислать не тот цвет, размер. Но быстро возвращали деньги за возврат, – поделилась Ольга.

Судя по переписке в Telegram группы «MEGA Бунт», теперь сотрудники Wildberries будут еще больше перестраховываться, чтобы не нарваться на штрафы.

Они советуют коллегам внимательно изучить договор-оферту и следовать инструкциям в работе с клиентами.

Например, в момент получения заказа покупатель в присутствии представителя Wildberries в пункте выдачи заказов, не покидая клиентской зоны и не заходя в примерочную кабинку, обязан вскрыть упаковку товара и проверить товар на предмет целостности, отсутствия брака и правильного вложения.

При отказе покупателя вскрывать упаковку товара в присутствии представителя Wildberries товар считается товаром надлежащего качества, количества и комплектности, безоговорочно принятым покупателем. С указанного момента вся ответственность за обнаруженные повреждения, ненадлежащее качество, количество и ассортимент товара переходит на покупателя как на собственника товара. Продавец и Wildberries считаются исполнившими свои обязательства.

Так что будьте внимательны при получении товара. Законодательство и в части защиты потребительских прав пока не слишком совершенно.

Фоторепортаж