ТАИНСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД СКВОЗЬ КРУЖЕВО

00:00, 17 июля 2010г, Культура 2336


ТАИНСТВЕННЫЙ ВЗГЛЯД СКВОЗЬ КРУЖЕВО Фото №1

Персональная выставка Татьяны Юсовой "Женский взгляд" в павильоне современного искусства "Открытое небо" стала одним из ярких событий выставочной жизни Барнаула. Пейзажи, натюрморты, сюжетно-тематические композиции, эскизы костюмов к театральным спектаклям – в них раскрывается тонкий, чувственный, немного грустный мир очаровательной женщины, мечтающей запечатлеть красоту жизни.

Татьяна Юсова – яркий представитель современной живописи, в ее творчестве причудливо переплетаются черты романтизма, символизма и реализма, бережное отношение к традиции – и смелая ломка художественных канонов. Пользуясь методами и приемами постмодернизма, художнице удается сохранить цельность и просветленность отношения к действительности, хотя есть в ее работах и сомнения, и вопросы, и недоговоренность, и ирония.

Художница родилась во Владивостоке в семье военно-морского врача. Отец часто привозил из Японии яркие журналы, поражавшие ее воображение. Экзотика кимоно, орнамент восточных тканей, утонченный декор японского фарфора, увиденные в детстве, разбудили страстную любовь Татьяны к изучению традиционного японского костюма. Позже, переехав в Казахстан, она не изменила детскому увлечению и связала свою жизнь с театром. Как художник по костюмам и художник-постановщик, Татьяна принимала участие в подготовке спектаклей "Три сестры", "Снежная королева", "Оркестр", "Трехгрошовая опера", "Восемь любящих женщин". Эскизы костюмов Татьяны Юсовой позволяют прочувствовать характеры героев и их взаимоотношения с другими образами. Заметно выделяются своей декоративностью, "музыкальностью" и интересом к традиции русского искусства эскизы костюмов к опере Бородина "Князь Игорь".

В своих работах художница воссоздает национальный колорит России, Казахстана и Японии. Пять живописных работ на выставке посвящены японской тематике. Татьяна не только любуется удивительными красками и узорами кимоно, она мастерски выписывает мельчайшие детали сложного, ни на что не похожего костюма. И при всей любви к тонкостям живописной техники в каждой своей работе Татьяна видит главное – женский образ. Утонченный, почти фарфоровый вымышленный портрет, покрытый голубыми, розовыми и желтыми цветами в работе "Весна", рассказывающей о хрупком, прозрачном мире нежности и благоухания. Осенний портрет с пейзажем "Кленовый зонтик" – на стыке традиций Востока и Запада. Символ трепетности и мягкости – улетающая женщина-веер в картине "Солнечная"…

Несколько работ на выставке посвящены женщине другого Востока: "Вспоминая Алма- Ату", "Айгуль". Образ Казахстана сложился из фрагментов традиционного казахского костюма, аромата тюльпанов и яблок, вкуса кумыса, кочевого жилища казахов и преломленного пространства современного и традиционного. Но центром композиции является женский взгляд, полный достоинства и тайны. Автор смело синтезирует ощущения, экспериментирует с живописной перспективой.

Музыкальные ассоциации возникают в процессе восприятия картины "Малиновый звон". Тревожный набат вскрывает проблему традиций русского искусства, древнего зодчества. В работе "Первая любовь" звучит иная музыка, звуки дудочки Леля рождают ощущение легкости, беззаботности, искренности юношеских чувств, радости. Акварельная техника придает утонченность, зыбкость и прозрачность отраженному миру. Прихотливые линии, звучные краски, наслоения образов побудили известного театрального художника Бориса Щербакова в аннотации к выставке справедливо отметить удивительную музыкальность работ Татьяны Юсовой.

Пейзажи "Улочки Аахена", "Германия", "Дождик в Кельне", "Мое окно" – самый трагический жанр, представленный на выставке. В них очевидно щемящее чувство одиночества современного человека. Город для художницы – это и место уютного проживания, и место отчуждения. Но умение смотреть на этот мир сквозь тончайшее кружево или полет стайки разноцветных бабочек говорит о неистощимом внутреннем оптимизме.

Наталья ДИВАКОВА

Фоторепортаж