Две выставки для размышлений

00:00, 21 января 2014г, Культура 2792


Две выставки для размышлений Фото №1

В зале Союза художников сейчас работает выставка «Бийчане в Барнауле», представляющая творчество примерно двух десятков мастеров. Последняя подобная коллективная экспозиция состоялась в Барнауле аж 13 лет назад, и эти годы, как заметил на вернисаже председатель Бийского отделения творческого союза, не прошли бесследно. Кстати, помимо профессиональных мастеров свои работы представили и многочисленные самодеятельные художники и это, надо признать, не испортило общего впечатления от выставки. А в музее истории литературы, искусства и культуры Алтая в минувшую пятницу открылась экспозиция известного графика и иллюстратора Бориса Лупачёва «Фразы… Или о принципах благородства», на которой представлено более 60 гравюр, акварелей и рисунков, проникнутых стремлением к идеальному.

Глазами нескольких поколений

На вернисаже в Союзе художников искусствовед Любовь Шамина, хорошо знающая творчество бийчан, отметила, что эти авторы активно работают из года в год, причем нынешняя творческая молодежь не уступает мастерам старшего поколения.

– Мы помним этих художников: в Бийске начинали работать Курзин, Малышев, и сейчас нам понятно, как много от них в свое время перенимало среднее поколение и как эти традиции живут и используются сегодня. Бийчане молодцы, и я рада, что могу сегодня произнести слова признательности интересным мастерам, представляющим сегодня свои работы в Барнауле.

На открытии не раз было отмечено и то, что в Бийске существует несколько творческих династий – Бралгины, Коробейниковы, Еровиковы, причем, что удивительно, их младшие представители отличаются совершенно особым почерком и, кажется, осознанно стараются не идти проторенной дорогой. Так, в экспозиции представлены небольшие живописные работы Павла Еровикова «Туманное утро», «Городской мотив», «Ноябрь» и «Пора экзаменов» и отличающиеся совершенно другим настроением и размахом пейзажи его сына Виталия – «Залив Колдор. Телецкое озеро», «Пейзаж с волками». Столь же не схожи работы Юрия и Егора Бралгиных: старший представил очень узнаваемые, как бы дымчатые, уютные и остроумные произведения на алтайскую тему («Праздник чабана», «Взгляд художника»). У младшего же в экспозиции – резкая заостренная живопись («Бабушка Варвара» и «Продавец кваса») и изящный графический триптих «Знаки Зодиака», выполненный в технике гравюры на картоне. Что касается Павла Коробейникова, то сейчас в зале Союза художников можно увидеть его пейзажи и дерзкие плакаты на социально-политические темы, что само по себе необычно.

– Я очень рада, что выставочный зал принимает подобные проекты, – сказала начальник краевого управления по культуре и архивному делу Елена Безрукова. – Например, в прошлом году здесь прошла выставка рубцовчан и она стала знаковым и интересным событием. А сейчас художественный год и Год культуры, с которым связаны большие надежды, мы открываем выставкой бийчан. Ни для кого не секрет, что в этом городе много талантливых людей в самых разных областях – художники, писатели, музыканты, общественные деятели – и все они отличаются особым творческим почерком. Даже по этой выставке понимаешь, что это нечто особенное.

– Через несколько лет Бийскому отделению Союза художников исполнится полвека, и мне хочется вспомнить тех, кто там начинал – это Валентин Курзин, Николай Мотовилов, большой вклад внес Николай Иванов, – рассказывает Юрий Кабанов, заместитель председателя правления Союза художников Алтая. – В те годы, чтобы создать филиал художественного фонда, в Бийске должны были работать хотя бы три члена творческого союза. К этой идее хорошо отнеслись в горкоме партии – там сразу подумали о мастерских и других помещениях для работы. А потом в город приехали художники, окончившие институт – Юрий Бралгин, Юрий Коробейников, Заур Ибрагимов. Это был фундамент, а сегодня мы ощущаем, что в Бийске появился коллектив со своим творческим лицом, темпераментом и особой атмосферой. Меня особенно радуют работы Заура Ибрагимова: за свою жизнь он нарисовал, наверное, сотни произведений, посвященных старому Бийску. Мне кажется, его произведения хорошо бы издать альбомом, потому что этот старинный город скоро уйдет, а в графике Ибрагимова он сохранен.

Кроме всех вышеперечисленных хотелось бы также отметить Валерия Борзова с его волшебными работами «Крещенская вода», «Маска, я вас знаю. Карнавал», «Пластика осени». Молодая художница Алла Филиппова представила милые пейзажи «Перед дождем» и «Багульник в цвету». А Фаине Смоляковой принадлежит ряд пастельных портретов, в том числе коллег-художников Валерия Баринова и Юрия Коробейникова. Геннадий Андрианов, обладающий очень узнаваемой манерой письма, показал небольшой пейзаж «К тайфуну» и таинственный темный натюрморт «Трудные годы». Кстати, в экспозиции довольно много графики. Кроме Заура Ибрагимова с его сериями «Мараловодство Алтая» и «Уголки Бийска» можно упомянуть также работы Геннадия Шабанова «Портрет молодого человека» и «Портрет Ивана Шаляпина», выполненные
сепией. А Сергею Иваненко принадлежит несколько примечательных пастелей, в которых схвачены мимолетные и, кажется, почти неуловимые состояния природы – закаты в «Вечере на Бии» и «Алтайских вечерах» и ясная хрустальная ночь в пейзаже «Коммунальный мост».

Принципы графика

О выставке Бориса Лупачева в музее истории литературы, искусства и культуры Алтая говорят так: «Работы разной тематики объединены одним редким чувством – чувством идеального. Совершенное в литературном шедевре или в красоте человека, природы привлекает автора и пробуждает его собственное творчество. Искусство Бориса Лупачева поможет зрителю прикоснуться к чему-то значительному в жизни каждого человека».

Экспозиция в небольшом музейном зале кажется очень личной, и это свойство – интимность – присуще практически всем представленным работам, будь то тихие городские пейзажи, созданные в смешанной технике («Балконы», «Здравствуй, золотое затишье», «Горячий шелест лета» и другие) или натюрморты («Циннии и собака», «Полевые цветы»). Впрочем, не менее личными выглядят и многочисленные гравюры – посвящения любимым писателям или историческим персонам далекого прошлого. Ксилографии «Маргарита Наваррская», «Портрет Роберта Бернса», «Кацусика Хокусай» – меньше ладони, однако обилие значимых деталей заставляет зрителей подолгу рассматривать каждую.

Уникальная графика в экспозиции представлена натюрмортами, городскими пейзажами и портретами пастелью, сангиной и углем. Медитативное настроение несут тонкие угольные пейзажи Лупачева, такие как «Сосны по краю поля», «У хозяев другие интересы», «Все стало печальным». Ксилографии же принадлежат нескольким разным сериям: тут и портреты поэтов со строками из их произведений, и экслибрисы известных барнаульцев, и портреты известных алтайских художников «Раменскому» и «Вспоминая графика А. Дерявского», и даже пейзажи («Лето в Кимрах»). Кстати, в витрине можно увидеть оформленные Лупачевым (некогда художественным редактором Алтайского книжного издательства) книги Евгения Гущина, Льва Квина, Николая Дворцова и Геннадия Панова. Наконец, зрителей наверняка заинтересуют включенные в экспозицию инструменты гравера и торцовые гравюры на дереве, позволяющие представить себе если не «творческую кухню», то хотя бы технологию создания печатной графики.

Справка «АП»
Борис Никитич Лупачев родился в с. Тюхтет Красноярского края. В 1970 году окончил Московский полиграфический институт. С 1965 года работает в области книжной и станковой графики. Использует различные техники – тушь, гравюру на пластике, линогравюру, ксилографию, добиваясь особой выразительности и раскрытия литературного образа. Внес большой вклад в развитие художественного образования на Алтае как директор Новоалтайского художественного училища и преподаватель Института архитектуры и дизайна АлтГТУ им. Ползунова. Является автором статей об изобразительном искусстве Алтая. Участник краевых выставок с 1970 года. Член Союза художников с 1978 года.

Фоторепортаж