ИСТИННО ПОЭТ-ФРОНТОВИК

00:00, 25 июня 2010г, Культура 5447


ИСТИННО ПОЭТ-ФРОНТОВИК Фото №1

Всю Великую Отечественную войну Александр Твардовский – на фронте: в 1941 году специальный корреспондент газеты «Красная Армия» (Юго-Западный фронт), с 1942 – в редакции газеты «Красноармейская правда».

В гражданской лирике Александр Твардовский, пожалуй, обошел всех. Всенародную любовь завоевал своей книгой про бойца Василия Теркина. Поэму читали бойцы в годы Отечественной войны, инсценировали, читали на театральных подмостках и в сельских клубах, изучали и изучают на школьных уроках.

Василий Теркин – патриот Родины, в воде не тонет и в огне не горит, шутками и игрой на гармони поднимает дух боевых товарищей.

«Василий Теркин» – шедевр литературы, поэтический и гражданский подвиг Твардовского. Поэма вызывала и вызывает огромный читательский резонанс. Недаром Нобелевский лауреат русский поэт Иван Бунин, ненавидевший все «большевицкое» и ругавший при дамах матом все советское, о «Теркине» отозвался восторженно, чуть было даже не примирился с советской властью.

Тема Великой Отечественной войны проходит через все творчество Твардовского до конца его жизни: «Я убит подо Ржевом», поэмы «Дом у дороги», «За далью – даль», книга очерков и рассказов «Родина и чужбина».

Стихотворение «Я убит подо Ржевом» на самом деле написано уже после войны. В основе – память о поездке под Ржев осенью 1942 года. Поэт писал: «Впечатления этой поездки были за всю войну одними из самых удручающих и горьких до физической боли в сердце… Стихи эти продиктованы мыслью и чувством, которые на протяжении всей войны и в послевоенные годы более всего заполняли душу. На вечное обязательство живых перед павшими за общее дело, невозможность забвенья, непрерывное ощущение как бы себя в них, а их в себе – так приблизительно можно определить эту мысль и чувство…»

Завещаю в той жизни
Вам счастливыми быть
И родимой Отчизне
С честью дальше служить.
Горевать – горделиво,
Не клонясь головой,
Ликовать – не хвастливо
В час победы самой.
И беречь ее свято,
Братья, счастье свое -
В память воина-брата,
Что погиб за нее.

Твардовский, будучи редактором журнала «Новый мир», оставался неуемным читателем и ценителем художественных произведений коллег. Он читал на память стихи многих знаменитых русских поэтов. Был объективным критиком.

Характерна его дружба с Иваном Сергеевичем Соколовым-Микитовым – русским писателем, оставившим произведения о русской деревне, путевые очерки, мемуары. Опубликовано 65 писем Соколова-Микитова, написанных Твардовскому в период с 1953 по 1971 год. Твардовский гостил у писателя с женой Марией Илларионовной и дочерью Ольгой. «К.Федин недавно приехал ко мне, – писал Соколов-Микитов в одном из писем. – Мы часто и с любовью Вас вспоминаем и, как только позволяют силы, пропускаем рюмочку за Ваше здоровье».

Из воспоминаний современников.

Поэту предложили написать вариант гимна.

– Приходили тут ко мне эти двое… гимнюки, одно слово… Предлагали поучаствовать. Дескать, дело важное, нужное… Может, и нужное, не спорю. Только еле удержался, чтобы их по-русски не послать…

Это он об авторах текста гимна.

О писателе В.

– Я ему сказал: «Пишете вы славно, слова вас слушаются. Только «Записки охотника» уже давно написаны. А о народе вам писать не след. Вы – барин потомственный, с ружьецом по лесочку прогуливались для собственного удовольствия». Он мне: «А ну, Александр Трифонович, давайте мне косу, становитесь рядом, посмотрим, кто скорее валок пройдет». Чудак-человек. На дворе – февраль, а он – дайте мне косу…

В этих репликах – весь Твардовский.

По биографии он точно соответствовал идеологической схеме, правда, не марксистской, а народнической – талант-самородок, вышедший из крестьян. В литературных вкусах и пристрастиях был по-русски неровен – то являл глубокое понимание и такт, то глухую нетерпимость и раздражение. Как истый народник верил в магию земли и судьбоносное предназначение крестьянства, стоял у истоков «деревенской» литературы и сам же почуял появление в среде «деревенщиков» конъюнктуры.

Твардовский избирался в руководящие органы КПСС, ему присужденa Ленинская премия и четырежды – Госпремия. Награжден тремя орденами Ленина, орденом Отечественной войны (дважды), Трудового Красного Знамени, Красной Звезды.

Поэту суждено было дожить до эпохи застоя. Но он не умел стоять месте. Сердечную тоску по несбывающимся надеждам и рушащимся иллюзиям глушил по-русски – водочкой. Когда не разрешали, пил чаи с вареньями, до которых был большой охотник. И много читал.

Виктор КИНЕЛЕВ

Новости партнеров
Фоторепортаж