Вдохновляющие примеры

В память о пианистке, стоявшей у истоков нашей филармонии, сыграют музыканты из Москвы и Новосибирска

00:00, 14 сентября 2013г, Культура 2319


Вдохновляющие примеры Фото №1

На следующей неделе в филармонии пройдет фестиваль фортепианной музыки памяти Веры Лотар-Шевченко, громкий аккорд к открытию нового сезона. Четыре вечера подряд для барнаульской публики будут играть молодые пианисты – лауреаты международного конкурса и восходящие звезды российской музыки, причем имена многих из них нашей публике уже знакомы. Программу фестиваля в филармонии называют роскошной: прозвучат популярнейшие концерты Бетховена, Грига, Чайковского и Рахманинова, камерные произведения Моцарта, Прокофьева, Брамса и других композиторов. Однако если попытаться понять высший смысл этого события, то он все-таки немного в другом. Дело в том, что имя пианистки Веры Лотар-Шевченко, в память о которой теперь проводятся фортепианные конкурсы и фестивали, для Барнаула совсем не чужое, а история ее жизни способна вызвать трепет и восхищение.

Символ преданности искусству

Пианистка Вера Лотар родилась в Турине в 1901 году в семье преподавателей высшей школы: отец, француз Огюст Лотар, преподавал физику в Сорбонне, мать-испанка – литературу. Вера занималась музыкой буквально с тех пор, как себя помнила, и уже в двенадцать лет дебютировала с оркестром под управлением Артуро Тосканини. В Париже она училась у легендарного пианиста и дирижера Альфреда Корто, а по окончании курса стажировалась в Венской музыкальной академии. В Париже пианистка вышла замуж за советского инженера-акустика Владимира Шевченко и в конце 30-х годов приехала с ним в СССР. Она даже получила возможность выступать в Ленинградской филармонии, однако в 1941 году была репрессирована (ее мужа арестовали еще раньше) и отбыла 13 лет заключения в Севураллаге. И все эти годы единственной отдушиной для нее была вырезанная на нарах фортепианная клавиатура, на которой она занималась в редкие свободные минуты. После освобождения Вера Лотар-Шевченко работала концертмейстером в музыкальном театре Нижнего Тагила, а потом около 10 лет прожила в Барнауле.

– Для нас ее имя очень важно: Вера Августовна была в числе тех людей, кто, собственно, и создавал в конце 50-х годов нашу филармонию,– говорит Ольга Турчина, заместитель директора филармонии по творческой работе. – Филармония существовала с 1944 года в режиме агитбригад, а уже в 50-е здесь началась серьезная работа. И первые настоящие концерты фортепианной музыки в Барнауле состоялись благодаря Лотар-Шевченко. Но главное, она является символом преданности музыке. Человек, не сломавшийся в лагерях, репетировавший на доске, чтобы окончательно не потерять форму. Да, мы знаем из истории, что некую немую клавиатуру во-зил с собой Лист, чтобы иметь каждодневную тренировку. Но здесь речь идет о несопоставимых условиях: это лагерь, где важно было просто выжить, и тяжелый физический труд. И потому нам очень хочется, чтобы о ней узнало в первую очередь молодое поколение.

Очередной перелом в судьбе этой женщины случился после очерка Симона Соловейчика «Пианистка», вышедшего в 1965 году в «Комсомольской правде» (журналист услышал ее как раз на концерте в Барнауле), и о Вере Лотар заговорили. В 70-х по приглашению основателя Сибирского отделения АН СССР Михаила Лаврентьева она переехала в новосибирский Академгородок и стала солисткой государственной филармонии. Там она прожила шестнадцать лет, выступая в Москве, Ленинграде и других городах. Подлинным триумфом пианистки стало исполнение всех сонат Бетховена и его Пятого концерта с оркестром Новосибирской филармонии под управлением дирижера Василия Синайского. В ее биографии говорится: «она не раз получала возможность возвратиться во Францию и всегда отказывалась, потому что это было бы предательством памяти русских женщин, помогавших ей выжить в условиях заключения».

Художественный руководитель филармонии Евгений Третьяков, в начале 70-х учившийся в Новосибирской консерватории, говорит, что Вера Лотар-Шевченко пользовалась огромным уважением: «Это был жизненный подвиг – сохранить себя как артиста после десятка лет в лагерях. Она, конечно, была выдающимся концертантом, но судьба ее сложилась так, что она почти не имела больших залов в Москве или Ленинграде и не сотрудничала с великими дирижерами. Она оказалась сначала в Барнауле, а потом Новосибирске, где еще только созревал оркестр. В то же время там уже выступали с гастролями Гилельс и Рихтер. Но ее имя не потерялось, просто ее исполнительский стиль как бы остался в 30-х годах. И было немного удивительно ее слушать, потому что изменился темпоритм, появились другие средства выразительности».

На любой вкус

А в 2005 году в Новосибирске прошел первый фестиваль фортепианной музыки в память о Вере Лотар-Шевченко, на котором выступили Наталья Талдыкина (Новосибирск), Филипп Копачевский (Москва) и многие другие. Благодаря успеху фестиваля уже в 2006 году прошел Первый международный конкурс пианистов, который теперь проводится раз в два года. А фестивали его лауреатов стали традицией: в 2010 году таковой прошел в Екатеринбурге, а в 2009 и 2011 годах молодые исполнители проехали с концертным туром по Франции.

Желанием привлечь молодую публику в зал объясняются ничтожные цены на билеты. Однако этим плюсы не исчерпываются. По словам Ольги Турчиной, фестиваль собрал уникальный исполнительский состав, причем четверо из шестерых участников – сибиряки. Тимофей Казанцев, Дмитрий Карпов и Лев Терсков – ученики знаменитого преподавателя Новосибирской консерватории Мери Лебензон. Михаил Турпанов родился в Красноярске, а сейчас учится в Московской консерватории. И хотя все они молоды, у каждого за плечами участие и победы во всевозможных конкурсах.

С некоторыми исполнителями наша публика уже знакома. Лучше всего барнаульцы знают Дмитрия Карпова, который выступал здесь и с оркестром, и с сольными концертами, и как член дуэта Пыстин – Карпов и каждый раз собирал аншлаг. Играл с нашим симфоническим оркестром и Лев Терсков. Михаил Турпанов, будучи учеником знаменитого Николая Петрова, после его смерти по собственному порыву души провел целый тур от Красноярска до Москвы, отыграв концерты в память о своем учителе, в том числе в Барнауле. А Филиппа Копачевского называют восходящей звездой: молодой музыкант с 2010 года является солистом Московской филармонии и успел поиграть с оркестрами под управлением Владимира Спивакова, Максима Венгерова и других именитых дирижеров.

Еще одна причина сходить на концерт – программа, из которой меломану будет действительно непросто выбрать что-то одно (если вы пропустили «Афишу» в «АП», то с программой фестиваля можно ознакомиться на сайте филармонии: www.philharmonia-barnaul.com). «Прелесть этого фестиваля лично для меня заключается в том, что по формату эти концерты скорее европейские, чем барнаульские, – объясняет Ольга Турчина. – Люди знают, что обычно у нас очень масштабные программы, много музыки, настоящее пиршество. В Европе немного другие стандарты, там концерт продолжительностью чуть больше часа – это вполне нормально. Слушатели получат массу удовольствия, не потратив много времени, и музыка у нас будет буквально на любой вкус». Кстати, 16 и 19 сентября пианисты будут играть в сопровождении симфонического оркестра краевой филармонии под управлением Владимира Рылова – и это тоже везение, поскольку дирижер славится своим талантом аккомпаниатора.

Фоторепортаж