Выразительная ретроспектива

Профессиональные художники края по традиции подводят итоги очередного творческого года на выставке «Осень-2012», открывшейся в выставочном зале

00:00, 13 сентября 2012г, Культура 2051


Выразительная ретроспектива Фото №1

96 авторов представили более 200 произведений в различных техниках и жанрах. Тут можно увидеть и реалистический пейзаж, исторически являющийся излюбленным жанром местных мастеров, и произведения декоративно-прикладного искусства, и любопытные инсталляции. Широко представлены скульптура и даже книжная графика – благо есть прекрасный повод для ее официальной «реанимации»: издательский проект, посвященный образу Алтая в русской литературе…

По словам директора выставочного зала Ирины Ломакиной, экспозицию делали с особым трепетом, поскольку она, как и многие другие культурные события последнего времени, посвящена юбилею края, что оказало определенное влияние и на отбор работ.

– Наш внимательный и постоянный зритель увидит здесь не только совершенно новые произведения, но и работы, которые уже были представлены на других выставках, - объясняет Ирина Самуиловна.

Вернисаж стал поводом поздравить авторов, внесших особый вклад в развитие местного искусства или отмечающих в этом году юбилей, а также вручить награды Союза художников России. Почетные грамоты краевого управления по культуре и архивному делу получили Александр Потапов и Николай Зайков. Наград Союза художников России удостоились известные живописцы Альфред Фризен и Владимир Кикоть, а дипломы краевой организации получили бийские мастера Сергей Жук и Наталья Черепанова. Со знаменательными датами поздравили известного графика и педагога Владимира Раменского, живописца Леопольда Цесюлевича, живописца и педагога Сергея Погодаева.

– 220 работ – это большая выставка, – говорит искусствовед Любовь Шамина, – здесь представлены буквально все виды и жанры изобразительного искусства и множество стилевых направлений. Я рада, что возвращается жанровая, тематическая картина, пусть и не в таком количестве, как в советские годы. Спустя 30 лет с момента написания в выставочном зале появилась работа «Враги» Ильбека Хайрулинова, которая приехала сюда из Кытмановского района: раньше работы профессиональных художников часто отсылались в сельские музеи.

Кроме того, Любовь Николаевна отметила картину Николая Острицова «Земляки» и порадовалась достаточно весомому присутствию скульптуры и графики.

Что касается скульптуры, то здесь экспонируются, например, многочисленные разноплановые работы Михаила Кульгачева и две -Людмилы Рублевой. Причем первую – психологически точный портрет матери Шукшина «Ждущая» – зрители уже могли видеть на краевых выставках, а вторая, портрет ушедшего из жизни выдающегося алтайского живописца Геннадия Борунова, была закончена буквально за день до вернисажа. Кроме того, тут можно увидеть интересное произведение из стекла и металла Иты Степановой и загадочное произведение Артура Кузнецова «Ржавый кораблик», которое можно, пожалуй, в равной степени назвать скульптурой и инсталляцией.

Графика представлена, в частности, всегда узнаваемыми пейзажами в технике офорта Владислава Туманова, созданными еще 80-90-е годы, литографской серией «Идиллия» Татьяны Ашкинази 1991 года, нежнейшими призрачными пейзажами Евгения Югаткина (трудно поверить, что они нарисованы углем!).

А еще выставка дает возможность увидеть иллюстрации Аркадия Казанцева, которые украшают антологию «Образ Алтая в русской литературе» (это губернаторский издательский проект) и своим превосходным качеством напоминают о тех временах, когда над книгами, выходившими в Алтайском книжном издательстве, работали действительно отличные книжные графики.

Другим напоминанием о прошлом, причем сразу о двух разных эпохах, может служить впечатляющее драматичное полотно заслуженного художника России Ильбека Хайрулинова «Враги. 1929 год». Как объяснил сам автор, картину, написанную им в 1980 году, в те времена подарили колхозу «Октябрь» Кытмановского района, руководство которого недавно решило преподнести ее администрации края. Предполагается, что произведение, нуждающееся в некоторой реставрации, перейдет в фонды какого-нибудь музея.

Историю Барнаула и края (в том числе в лицах) представляют яркие городские пейзажи Михаила Будкеева начала 2000-х, работы Виктора Зотеева, Майи Ковешниковой, портреты тружеников села, созданные Федором Торховым в прошлом веке, и многие другие произведения.

А своеобразным символом края можно считать инсталляцию Евгения Скурихина «Хлеб», в которой проявились одновременно и глубокое почтение, и тонкая ирония, и потрясающее умение художника работать с материалом. Автор создал из щепок древесного шпона и кусков местами ржавого металла с полувзгляда узнаваемый пейзаж с плугом. Впечатление эта вещь производит монументальное: мощная идея здесь выражена в предельно лаконичной форме.

Кстати, по итогам выставки будут определены лучшие произведения, репродукции которых впоследствии украсят фасад выставочного зала.

Фоторепортаж