Знаменитый лётчик-испытатель Юрий Ващук родился в Барнауле и много лет спустя вновь наведался на малую родину

15:30, 14 ноября 2014г, Общество 4162


Знаменитый лётчик-испытатель Юрий Ващук родился в Барнауле и много лет спустя вновь наведался на малую родину Фото №1

Я познакомился с Юрием Михайловичем во время Вахты Героев Отечества, которая проводилась в Барнауле в конце октября 2014 года. Открытый, улыбчивый, располагающий к разговору человек. Мне уже было известно, что он родился в краевом центре 12 июня 1963 года, лётчик-испытатель, Герой России.

– На какой улице ваша семья жила в Барнауле?

– Родители у меня работали на шинном заводе. И жили рядом.

– Этот микрорайон у нас называется Потоком.

– Наверное, да.

То, что Юрий Ващук неточно помнит своё прежнее место жительства, неудивительно – он прожил в Барнауле всего лишь первые пять лет.

Его родители – люди деревенские. Предки матери перебрались из Мордовии в село Мереть Сузунского района Новосибирской области. Там-то Полина Баргова и встретила гарного украинского хлопца Михаила Ващука. После свадьбы молодожёны переехали в Барнаул, где трудились на рядовых должностях на шинном заводе. А их второй ребёнок Юрий стал Героем России. Кроме него в семье росли две дочери – Елена и Ольга.

– Имя Юрий вам наверняка дали потому, что накануне вашего рождения полетел в космос Юрий Гагарин.

– Есть такая семейная легенда.

– А вы о полёте в космос мечтали?

– Конечно. Но моя профессия лётчика-испытателя тоже связана с небом и с полётами.

В принципе, почти всё детство я провёл неподалёку от места рождения – на границе с Алтайским краем, в селе Мереть. Я очень часто гостил, жил у бабушки с дедушкой. Дедушка там похоронен. Перед 9 мая 2013 года я ездил туда – памятник ему поставил.

В Мерети мне впервые довелось увидеть самолёт Ан-2, пролетавший над головой. Мне было всего года три-четыре, но этот эпизод решил мою судьбу.

Много лет спустя я выяснил, что над Меретью был поворотный пункт на полигон Новосибирского авиационного завода имени Чкалова. Ту-24 пролетали очень быстро – их не заметишь. А мне нравился Ан-2, потому что он летал довольно низко и за ним можно было довольно долго бежать вдоль деревни, выкрикивая считалку: «Самолёт, самолёт, унеси меня в полёт!»

Потом из книг я узнал, что самая героическая профессия – это военный лётчик. Но так как войны не было, я решил стать лётчиком-испытателем.

Правда, мама об этом моём желании даже и слышать не хотела.

– Почему?

– Она твердила, что я должен учиться только на инженера. Потому что инженеры всегда ходят в костюмах, в рубашках с галстуками, их все уважают.

И всё же в городе Нижневартовске Тюменской области, где наша семья жила с 1967 года, я занимался парашютным спортом. А летом 1980 года вновь оказался в Барнауле – поступал в высшее военное авиационное училище лётчиков.

– И что, провалились на экзамене?

– Не прошёл медкомиссию. Врачи обнаружили у меня увеличенные миндалины, или гланды. Возвратился домой, быстро их удалил. Не стал ждать ещё год для нового поступления – поехал в Омск. И тем же летом 1980 года поступил в учебный авиационный центр ДОСААФ. Позже окончил Московский авиационный институт, стал лётчиком-испытателем. Так что моя мечта сбылась. А сейчас сбылась ещё одна – я вновь, в третий раз в жизни, оказался в Барнауле – городе, где появился на свет.

Высшая степень эволюции

По словам Ващука, профессия лётчика-испытателя является самой высокой степенью эволюции пилота.

Сначала Юрий Михайлович работал в лётно-исследовательском институте имени Михаила Громова, затем – в Центральном аэроклубе России имени Валерия Чкалова, а с 1992 года является лётчиком-испытателем опытно-конструкторского бюро «Сухой».

Он пришёл в лётчики-испытатели из ДОСААФ, из сборной СССР по высшему пилотажу. Раньше в эту профессию брали только из Военно-воздушных сил. В 1980-х годах ряды избранных покорителей небес стали пополняться членами сборной страны по высшему пилотажу. Призёрами чемпионатов СССР, Европы и мира были будущие Герои России Евгений Фролов и Юрий Ващук, президент Литвы Роландас Паксас, космонавт Светлана Савицкая и многие другие.

Специальность, которую Ващук получил в МАИ, называется «Самолётостроение». Он убеждён, что сегодня технически грамотным лётчиком может стать тот, кто имеет не только навыки вождения, но понимает, из чего сделан самолёт, как он летает.

Юрий Михайлович был ведущим лётчиком истребителя Су-35 – модифицированного Су-27. Эта машина оборудована экспериментальной системой дистанционного управления, благодаря чему самолёт творит в небе небывалые чудеса сверхманевренности и совершает фигуры высшего пилотажа: управляемый штопор на средних высотах, штопорная бочка, поворот на «кобре» с изменением направления полета на 1800. Такое не под силу ни одному летательному аппарату в мире. Однако это не просто акробатика, а принципиально новые боевые качества, которые в воздушном бою способны обеспечивать российским боевым машинам превосходство над врагом и гарантировать надёжную защиту просторов страны.

Специфика лётной работы, по словам Юрия Ващука,  подразумевает, что испытатель по своим качествам должен быть яркой индивидуальностью, однако обязан ставить интересы коллектива выше личных.

Первым самолётом самого Ващука был спортивный Су-29. Потом он освоил Л-39, МиГ-15, 17, 21, 23, Як-55, Су-24-27, 29, 31. На его глазах Ан-24 и Як-40 заменили современным Су-80. Словом, Ващук летает на всех типах самолётов ОКБ «Сухой», в том числе и на Т-50 – многоцелевом российском истребителе пятого поколения, чья эксплуатация запланирована на 2016 год.

По его оценке, существенная перемена произошла в системах управления самолётов: теперь они не аналоговые, как раньше, а цифровые. Это требует иной подготовки лётного состава. Истребители советского производства и современные разработки не идут ни в какое сравнение. За последние годы, несмотря на известные трудности, сделан колоссальный технологический и технический рывок.

На пределе возможностей

У испытателей не принято катапультироваться. Они до последнего пытаются вытянуть самолёт, испытать его на пределе возможностей. Однако в инструкциях прописаны случаи, когда это делать необходимо. Например, из-за отказа техники, грозящей неминуемой гибелью пилота.

В лётной практике Юрия Ващука было три аварии, в том числе две с катапультированием. Причём обе произошли в 2002 году.

15 апреля того злополучного года на спортивном Су-29 он проводил исследование возможности полёта со снятым, неуправляемым элероном – рулевой поверхностью крыла, управляющей креном самолёта. Ващук сумел поднять самолёт в воздух, но в полёте машину повело в сторону и «Сушку» закрутило. И он увёл машину в штопор, жёстко приземлившись рядом с взлётной полосой. В итоге у испытателя был сломан палец и разрублена пятка. «Палец сросся, пятку пришили», – улыбаясь, говорит сегодня лётчик, словно речь идёт о пустяковой царапине.

Вскоре он вновь вернулся к летной работе. 19 декабря 2002 года во время испытательного полёта случилась авария на боевом Су-35. Позже специальная комиссия установила, что ЧП произошло не по вине авиатора – при производстве истребителя был допущен технологический брак при обработке оси стабилизатора. Юрий Ващук покинул обречённый Су-35 лишь тогда, когда убедился, что в районе предполагаемого падения борта отсутствуют населённые пункты. 20-тонный самолёт стоимостью около 33 миллионов долларов, способный обнаруживать и сопровождать до 20 целей, а по восьми вести одновременный огонь, упал в 80 километрах от города Раменского, на территории Егорьевского района Подмосковья. А лётчик-испытатель, прижав к себе блок контрольно-записывающей аппаратуры, приземлился в лесу, в пяти километрах юго-восточнее Шатуры.

…Наш земляк приезжал на свою малую родину из города Жуковского. Кстати, в этом подмосковном городке в разное время жили и работали 104 Героя Советского Союза, Российской Федерации и Социалистического Труда. Такого сонмища кавалеров высших наград нет, пожалуй, ни в одном населённом пункте мира, за исключением мегаполисов. Сейчас, к примеру, его жителями являются 73 героя.

А Юрий Ващук известен среди равных себе ещё и тем, что занимается лётным обучением подростков от 13 до 17 лет ставшего родным для него городка. Специально для этого он купил лёгкий самолёт Bristell NG-5. Недаром же наш земляк возглавляет Федерацию авиамодельного спорта России.

Новости партнеров
Фоторепортаж