О чем хотели рассказать наши предки с помощью сказок про Бабу Ягу

17:16, 25 июня 2023г, Культура 798


О чем хотели рассказать наши предки с помощью сказок про Бабу Ягу Фото №1

Недавно наткнулась на удивительную с точки зрения современного маркетинга книжицу популярной блогерши, филолога Ульяны Нижинской «Недетские сказки о смерти, сексе и конце света». Опираясь на исследования таких корифеев, как В.Н. Топоров, А.Л. Топорков, С.З. Агранович, и многих других, она рассказывает в доступной форме о загадках героев русских сказок.

«Что за прелесть эти сказки!»

Все, что мы воспринимаем с детства как непререкаемую данность, писательница выворачивает наизнанку и заставляет нас размышлять о связи времен, о том, что за послания зашифровали наши предки в своих сказках. И главная, интригующая всех героиня – это, конечно же, Баба-яга. Без нее и сказка не сказывается, и дело не делается. Как только у положительного героя возникает проблема, он тут же отправляется к лесной колдунье в лес за помощью, правда иногда попадает туда и не по своей воле.

И уж тут бабушка полна гостеприимства: кормит, поит, в баньку ведет, а потом в печь сажает.

Словно древний сфинкс, Ульяна Нижинская загадывает читателям загадки. Правда, потом сама же их и разгадывает, опираясь на исследования мэтров.

Итак, загадка номер один: почему в русских сказках ведьму назвали Бабой-ягой? Тут мнения исследователей разделились. Одни считают, что имя восходит к индоевропейским корням и имеет значение «душить, давить, мучить». Что, собственно, соответствует изначальному предназначению злых сил. Другие считают, что имя восходит к индуистским, древнегреческим и древнеримским мифам и трактуется как «целительница» и «владыка царства мертвых». Так как в некоторых сказках древнюю старуху зовут Яга Змеевна, то есть и третья версия имени, восходящая к праславянскому языку, в котором «яга» означает различных гадов: змей и ящериц.

Загадка номер два: Яга не всегда бабушка, может быть и дедушкой?

В сказке «Три царства», записанной когда-то в Воронежском уезде, вместо привычной старушки в избе встречает путников мужчина. И зовут его Идолище. «Фу-фу! Русскую коску (кость) никто не звал, сама пришла», – говорит он Иванушке. Ученые считают, что весь этот привычный сказочный ход со встречей Бабой-ягой путников в избушке на курьих ножках не что иное, как обряд инициации – посвящения молодых людей во взрослую жизнь. А для этого обряда наши предки рядились в женскую, старушечью одежду, нацепляли на себя передник в память о периоде матриархата. А клыки надевали для устрашения, чтобы никто не приближался в момент инициации. Кстати, считается, что лучшую Бабу-ягу в советских сказках сыграл актер Георгий Милляр. Очень уж она была харизматичной и женственной.

Загадка номер три: что с ногами у Бабы-яги? Про одну мы знаем, что она костяная. А где вторая? Исследователи считают, что в ступе бабушка прячет змеиный хвост! В некоторых сказках Баба-яга – мать чудовищного Змея, с которым сражается положительный герой. В других – Баба-яга спасается бегством под камень, в подземелье, в нору. По мнению исследователей, змеи охраняют мир мертвых так же, как и наша Баба-яга.

В стиле фэнтези

В XXI веке лесная колдунья перекочевала из русских сказок в довольно популярный литературный жанр – фэнтези. В этом стиле про Бабу-ягу написаны десятки книг, часть из которых экранизированы. О том, что эти книги неплохо расходятся, говорит тот факт, что есть целые серии повестей одного и того же автора с участием персонажа русского фольклора. Например, «Баба Яга и Ко» Марии Фадеевой. В современном мире Яга спокойно сосуществует с магами, Золушкой и Охотником. Обитает в квартире и печет булочки в современной печи. В одной из книг под названием «Все враги Бабы Яги» Верховный маг сватает Ягу в жены, ссылаясь на брачный договор, заключенный их родителями. А колдунья, меняющая от злости облик, сопротивляется. Перчинку в события вносят волшебные помощники: кот Васька и Зеркало. Кот, например, превращается в мужчину и успокаивает «рыжулю» (Бабу Ягу), которая вне посторонних глаз плачет и жалуется на судьбу. Кое-что автор сообщает нам об образовании ведьмы. Она получила его в магической школе, что находится в Лавиконийском Багдаде. Овладела только легким колдовством, а родовые премудрости ей пока недоступны. Но тем не менее она каждый день спасает мир. Чтобы войти в полную силу, ведьме, разумеется, нужно пройти инициацию – влюбиться по-настоящему… Есть в книге и Кощей, и кикимора, правда они мало чем отличаются от современных людей, разве что умеют голову морочить волшебным образом. В общем, читайте и наслаждайтесь новыми приключениями знакомых с детства героев.

Милее сердцу

Не знаю почему, но мне все же милее традиционный мир сказки с привычными образами Бабы-яги, Змея Горыныча, кикиморы, Иванушки-дурачка и Василисы Прекрасной. Я не хочу, чтобы они ходили в клубы на тусовки, выражались на молодежном сленге и отправлялись спасать мир, как на работу. Волшебство разрушается! Магия исчезает! Не хочется мне и читать русские народные сказки с оглядкой на разъяснения ученых-филологов. Это довольно специфичные знания, важные для научных исследований в мифологии. Где у бабушки вторая нога, почему она всех в печь сажала, какой мир сторожит Яга – разве в этом очарование сказки? Важно, что злую старуху победит добрый и наивный Иван, а быстрый конь домчит его к невесте. Чудищу трехглавому в который раз отрубят головы, и мир будет избавлен от зла и смерти. И все беды разрешатся чудесным образом. Ради этого ощущения в детстве я рано выучилась читать и переварила в голове тонны сказок – и народных, и литературных. Как же без них, без чудес взрослеть скучно.

Фоторепортаж