Чем интересен фильм «Гунда», ставший событием на Берлинском фестивале

09:52, 26 апреля 2021г, Культура 844


Чем интересен фильм «Гунда», ставший событием на Берлинском фестивале Фото №1

В барнаульском кинотеатре «Премьера» состоялось несколько сеансов фильма «Гунда», ставшего большим событием на Берлинском кинофестивале в 2020 году.

Полуторачасовой черно-белый документальный фильм российского режиссера Виктора Косаковского, снятый на норвежской ферме, продюсировал известный борец за права животных и лауреат прошлогоднего «Оскара» за лучшую мужскую роль актер Хоакин Феникс. В главных ролях – большое свиное семейство, куры и коровы. В кадре нет ни одного человека, за кадром – человеческой речи или музыки, только естественные звуки: жужжание насекомых, щебет птиц, шорох травы. Слова были бы просто лишними – к концу фильма начинает казаться, что мы и так понимаем, о чем тут хрюкают и мычат.

Главная героиня Гунда – свиноматка, мы застаем ее в момент родов. В таинственном полумраке хлева она произвела на свет, кажется, двенадцать поросят. До невозможности трогательные новорожденные путаются в огромной соломе, издавая какое-то младенческое мурчание. Молодая мать спит, не в силах пошевелиться. Но все это буйство плоти отступает на второй план, когда некоторое время спустя камера внезапно заглядывает свинье в глаза: оказывается, у нее почти человеческий живой, внимательный и умный взгляд, совершенно не соответствующий неповоротливому туловищу.

Человеку, привыкшему смотреть на животных буквально с высоты своего роста, этот фильм дает возможность встать с ними вровень, а иногда даже оказаться меньше – правда, этот эффект возможен только в кинотеатре. В фильме есть эпизод, который кинокритики сравнивали с «Парком Юрского периода»: на ферму в клетке привезли нескольких куриц, и они осторожно выходят на волю, исследуют новое пространство. Мы видим, как сквозь траву медленно шагает гигантская куриная лапа, снятая крупным планом. Монохромные черно-белые куры с этими своими гребешками во весь экран – действительно чистые динозавры. Но среди них мы вдруг замечаем мужественную одноногую птицу, которая тоже преодолевает заросшее травой пространство, помогая себе крыльями. И есть еще один потрясающий момент, не связанный с очаровательными поросятами Гунды: после долгой замкнутой жизни из коровника на пастбище впервые выпускают бычков, они несутся вскачь и в этой сцене неожиданно похожи… на прекрасных лошадей.

Режиссер, больше 20 лет мечтавший снять такой фильм, не пытается как-то очеловечить зверей, чтобы зрители вдруг прозрели: да они же совсем как мы! Он просто внимательно рассматривает жизнь, в которой нам с нашими потребностями, в сущности, нет места. Но мы не удивимся, если после фильма многие задумаются о вегетарианстве. Кстати, еще один сеанс «Гунды» состоится в субботу, 24 апреля.

Фоторепортаж