В театре кукол «Сказка» ставят первый за долгие годы спектакль для взрослых

16:28, 25 января 2018г, Культура 2237


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

В театре кукол «Сказка» работают над «Евгением Онегиным» – первым за долгие годы спектаклем для взрослых зрителей. Корреспонденты «АП» побеседовали с художницей Ольгой Акимовой из Улан-Удэ, которая придумала сценическое оформление и эскизы кукол для будущей постановки.

«Идём как по нитке»

Ольга Васильевна раскладывает перед нами толстую пачку больших черных листов, которые она называет своей рабочей тетрадью. На некоторых буквально пара белых штрихов: вот летит перышко, а за ним тоже летит маленькая белая фигурка (это Татьяна). На других листах портреты Пушкина. Кое-где появляется сдержанный цвет – желтое платье круглолицей Ольги, зеленый мундир генерала.

– Доминировать будут два цвета: черный и белый. Мы отталкивались от идеи письма, рукописи, – объясняет нам художница. – Это же театр метафор! Если в драматическом мы всегда видим артиста, его живые глаза, то здесь ему нужно максимально раствориться в кукле. 

– Кажется, белые перышки – центральный образ спектакля…

– «Евгений Онегин» – такое объемное произведение, в нем столько всего! Но будущий спектакль нужно как-то связать, и режиссер-постановщик Елена Чвёрткина сразу сказала, что у нас будет Пушкин, который пишет пером. Он появится в трех ипостасях: как кукла, маска и человек. А перышко – это еще и символ полета, дыхания, легкости…

Мы сейчас идем как по нитке… Пушкин – гений, к тому же это очень узнаваемый текст, и по нему поставили столько шедевров. И каждый придет на спектакль со своим стереотипом персонажей: «Ну что вы, я Татьяну вижу по-другому!» Так что вся постановочная группа будет на этом спектакле расти над собой.

– Какого размера будут куклы?

– Метр двадцать. Это планшетно-напольная кукла. Я посмотрела масштаб вашей сцены и поняла, что кукла небольшого размера может не захватить внимание. И сделала ее высокой. Это же поэзия, духовность, наши герои как бы тянутся вверх. Есть и непрямая ассоциация: свеча. Они как люди-свечи, и каждая горит по-своему.

– Как вы искали образы и фактуры?

– У нас с режиссером Еленой Чвёрткиной одна школа: мы окончили Санкт-Петербургскую академию театрального искусства. Она знает, что мы, художники, тоже работаем методом этюда, импровизации. Я читала текст и думала, что в нем лично меня задевает. И поняла, что это няня. Няня Пушкина и няня Татьяны Лариной. Тепло и легкость. Мы уже нашли фактуры для этой куклы – шерсть. Большой теплый платок. Кстати, этот платок сейчас вяжет вахтер театра Таисия Викторовна. Переживает, успеет ли до премьеры.

Новые возможности

– Сейчас эти куклы уже оживают, – говорит художница. – Женщины в цехах придумали технику для создания перышек. Ольга Косенкова, скульптор театра, вылепила образы героев из папье-маше. Плоские картинки выходят в объем, и какие-то вещи могут корректироваться: то, что было красиво на бумаге, в пространстве может не сработать.

– Ольга Васильевна, вы ведь и сами делаете кукол для вашего монотеатра. С чего он начался – вам стало мало быть только художником?

– В собственных спектаклях я художник, портной, бутафор, сама пишу сценарий, подбираю музыку, режиссирую и играю одна. У меня там такая система – целый балет за ширмой, при этом меня не видно. Вывожу свои спектакли на фестивали.

Знаете, я видела в театре много человеческих трагедий от несовпадения артиста или художника с материалом, который ему предлагают. Человек хочет ставить «Три сестры», а ему дают что-то другое. В нашем театре «Ульгэр» мне в основном предлагают оформлять спектакли с национальным колоритом. У меня хорошо получается, но стало казаться, что они похожи один на другой.

И я решила сделать спектакль, посвященный моему деду-ветерану, военному врачу. Тоже метафорический, спектакль-память. Моя тетя отдала погоны, шинели, бинокль, и я несколько лет собирала эту постановку. Мне показалось, что слова будут лишними, я взяла музыкальную основу. Сделала образно фигуру деда и маленькую себя – мы с ним ходили на День Победы, он всегда выступал… Знаете, я осторожно отношусь к личным темам, но от зрителей пошла такая теплая реакция! А второй мой спектакль – по «Девочке со спичками» Андерсена, называется «Ниточка». Они могут быть показаны в любом небольшом пространстве для 10 – 40 зрителей.

– По первому образованию вы художник-оформитель. С чего для вас вообще начался театр?

– Когда-то я пришла туда работать шрифтовиком. Писала плакаты, афиши. Потом, поработав еще и в драме, поняла, что для художника именно театр кукол – безграничное пространство, и решила учиться. Мне говорили: «Оля, куда ты идешь? Ты же все время будешь катать Колобка по сцене!» Но для художника это большая свобода, ведь куклой может стать любой предмет – тряпочка, веревочка, чашка. Сейчас даже из воды делают кукол!

– Учитывая ваш опыт и награды, для нашего театра работать с вами – большая честь.

– Если серьезно относиться к наградам, очень сложно летать. Как в той притче про цыган, которые когда-то были птицами, но потом понавешали на себя много золота и не смогли взлететь. Вот и мы получили награду – это приятно, но нужно расти дальше. И опять мы ничего не умеем и должны учиться заново.

Фоторепортаж