В Барнауле прошла премьера спектакля «Черная курица»

18:04, 26 октября 2017г, Культура 1518


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

Театр кукол «Сказка» представил долгожданную премьеру – спектакль «Черная курица», который понравится взрослым не меньше, чем детям.

Фантастическую повесть, написанную Антонием Погорельским для маленького племянника в 1829 году, перенес на сцену режиссер из Санкт-Петербурга Павел Овсянников. И когда «Сказка» только объявила о своих планах на постановку, возникли сомнения: удастся ли перевести ту неповторимую интонацию сочувствия и мягкого юмора в театральную форму?

Перевод получился не буквальным, но в самых сущностных моментах очень точным. Театру удалось не потерять ни одной важной темы из тех, что обнаруживает в этой книжке взрослый читатель (а ребенок просто переживает непосредственно). Тут и особая горечь одиночества, знакомая даже самым любимым детям, и воображаемая параллельная реальность, которую ребенок создает взамен обыденной, и первое осознание непоправимого, и в конечном счете трудное взросление души.

Чудо в том, что к такому и без того немалому списку спектакль не сводится, и что обнаружит в этой забавной, доброй, но немного тревожной сказке каждый отдельный зритель, предсказать совершенно невозможно. А зритель кукольного театра, очевидно, взрослеет, причем в буквальном смысле. Новый спектакль рекомендуют для детей от шести лет (для малышей он может оказаться слишком сложным), но, кажется, наиболее сильное и сложное впечатление он производит на родителей. Во всяком случае, премьерные зрители, друзья театра и журналисты с детьми и без детей, признавались, что «Черная курица» тронула их до слез, а чем – непонятно. То ли идеально подобранной музыкой, то ли сновидческой текучестью. А может, просто прицельно попала во что-то важное, но забытое, из собственного детства. Словом, на такой спектакль ребенку лучше идти не с классом, а с родителями, а потом непременно обсуждать увиденное.

На сцене – нарочито простецкий деревянный помост со сменным задником, на котором то условно намалеванный петербургский двор, то классная комната, то спальня главного героя – маленького Алеши, живущего вдали от родителей в пансионе. Рядом еще один помост – передвижной, в виде повозки, деревянная же лестница, по бокам фонари. В этой сдержанной монохромности обитают куклы-марионетки, созданные молодой московской художницей Ириной Хмарук и с первого взгляда обнаруживающие в своем облике нечто неуловимо гофмановское, очень родное для сказки Погорельского. У них печальные большеглазые лица и очаровательные костюмы (чего стоит чепчик кухарки или шапка дворника!). Но не меньшего внимания заслуживают причудливые костюмы артистов с выбеленными лицами, ведь это они – те самые подземные жители, и весь спектакль – их рассказ о том, почему они вынуждены были покинуть наши края.

Упоминаний достойны все: Екатерина Плотникова, сыгравшая Алешу, Евгений Таланов (министр Чернушка), Виталий Санаров (учитель), Ольга Кравченко (кухарка), Александр Сизиков (дворник), Валентин Уланов (король). Артисты не просто одушевили деревянные штоковые марионетки, заставили их радоваться, злиться и горько плакать. Они оживили все сценическое пространство, в котором Алеша плыл на кровати как на облаке, читая очередной рыцарский роман, или заставлял маршировать куриц во дворе, грустил в ожидании родителей, поднимался на пьедестал своего высокомерия, сложенный из толстых книжек, и спускался в освещаемое свечами зеркальное подземелье. Скажем, время, проведенное главным героем в пансионе вдали от родных, показано почти кинематографическим приемом: чередой затемнений, после которых мальчик появлялся то в кровати в ночной рубашке, то в классе рассматривающим глобус, то во дворе в компании любимой Чернушки. И никакие технические сложности кукольного театра на временной приспособленной сцене не помешали этому целиком рукотворному волшебству состояться.

Фоторепортаж