В Барнауле открылась юбилейная выставка туриногорской керамики

11:40, 16 декабря 2023г, Культура 1845


В Барнауле открылась юбилейная выставка туриногорской керамики Фото №1
В Барнауле открылась юбилейная выставка туриногорской керамики Фото №2
В Барнауле открылась юбилейная выставка туриногорской керамики Фото №3
В Барнауле открылась юбилейная выставка туриногорской керамики Фото №4
В Барнауле открылась юбилейная выставка туриногорской керамики Фото №5
В Барнауле открылась юбилейная выставка туриногорской керамики Миниатюра №6
В Барнауле открылась юбилейная выставка туриногорской керамики Миниатюра №6
В Барнауле открылась юбилейная выставка туриногорской керамики Миниатюра №6
В Барнауле открылась юбилейная выставка туриногорской керамики Миниатюра №6
В Барнауле открылась юбилейная выставка туриногорской керамики Миниатюра №6

Фото Олег БОГДАНОВ

Выставка к 35-летию народного художественного промысла «Турина гора» открылась в Барнауле.

В истории краевого Художественного музея это уже шестая экспозиция туриногорской керамики. Но если в предыдущих (в основном, тоже юбилейных) были показаны свежие произведения, предоставленные самим предприятием, то нынешняя включает 48 предметов исключительно из фондов ГХМАК. Отобранных так, чтобы представить развитие промысла ретроспективно, а еще напомнить о людях, стоявших у истоков. Эта выставка дает возможность увидеть, какой путь проделал основанный предпринимателем Владимиром Москвитиным промысел, начинавшийся в перестроечные годы как кооператив по производству керамики на базе бывшего кирпичного завода.

Архаика, эпос, пейзаж

Кураторы выставки говорят, что постарались представить все основные темы, которые в разные годы увлекали художников промысла: архаику, древние мифы и эпос Алтая, сказки, местные легенды, а еще пейзаж, особенно архитектурный облик старого Барнаула, уютного и немного сказочного.

– Вот в этой витрине самые ранние вещи из нашего собрания, поступившие в девяностые. Видите, тут и мифическая птица Гамаюн, и фантастические звери, рыбки, – показывает старший научный сотрудник музея Нина Гончарик. – А здесь уже рыбы из «скифской» серии Светланы Милантьевой – ведущего мастера промысла, которая работает там более двадцати лет, и ей подвластно все. Вот ее же цикл «Нивы Алтая» –
ваза и два панно, и глядя на них, трудно поверить, что в росписи керамики можно использовать живописные приемы световоздушной перспективы. Работы Светланы вообще хорошо представлены у нас: в собрании музея их 17, а на этой выставке десять, и все разные по тематике.

Всего в музее сейчас можно увидеть работы 19 мастеров, в разные годы сотрудничавших с промыслом: Ларисы Оспищевой, Инны Паршуковой, Евгения Скурихина, Анжелики Кононенко, Владимира Артемьева, Алены Пикаловой и других. Например, создатель предприятия, а с 2019 года – народный мастер Владимир Москвитин – здесь представлен семью предметами, в частности, необычными по пластике вазами, для которых он создавал формы, и эффектной композицией из трех фигур «Стражи времени» 2008 года. Нина Прокопьевна вспоминает, что сотрудники музея увидели эту работу на выставке и постарались сразу заполучить в свое собрание: «Он здесь не копирует архаику прямо, но эта серия навевает ассоциации с каменными бабами, стоящими в степях», – отмечает искусствовед.

А старший научный сотрудник ГХМАК Александр Федотов рассказывает, что произведения «Туриной горы» регулярно украшали собой музейные выставки, посвященные очередным юбилеям Барнаула (он сам был их куратором). Городской пейзаж давно стал визитной карточкой предприятия. «С архитектурными памятниками сложность в том, что их еще нужно вписать в форму вазы, кружки или панно», – отмечает Федотов.

Стоит только промахнуться...

Говоря об истории этого предприятия, обычно вспоминают, что развитие гончарного ремесла на Алтае относится еще к железному веку, о чем свидетельствуют археологические раскопки недалеко от Барнаула в месте под названием Турина гора. Уже в не столь далеком прошлом найденная тут глина использовалась для производства красок, которыми расписывали крестьянские избы, а в керамике ее стали использовать сравнительно недавно. Именно эта глина и послужила сырьевой базой для созданного Владимиром Москвитиным в 1988 году кооператива «Керамика». Сам Москвитин в то время был выпускником Новосибирского техникума советской торговли и экономического факультета АлтГУ.

Уже в 1990-е предприятие получило статус народного промысла – и таких примеров за Уралом, по словам искусствоведов, больше просто нет.

– Мы этот статус заслужили на выставках, – говорит Владимир Михайлович. – Нас везде показывали, критиковали, ну а мы что-то меняли. Искусствоведы нас… шлифовали. И сейчас мы занимаем первые места на всероссийских выставках народных художественных промыслов, таких, как «Ладья. Зимняя сказка», «Живой источник» в центральном Манеже, на экспозиции в Центральном доме художника – словом, на главных площадках страны, где в экспертных советах работают лучшие специалисты. Технологию мы тоже долго подгоняли.

А технология сама по себе сложна: как объяснил Владимир Москвитин, готовую тарелку или вазу сначала обжигают при температуре 750–800 градусов, чтобы получился пористый «черепок», в который могут проникать соли металлов. Чтобы написать, например, голубое небо, художник использует кобальт, который выглядит как розоватый порошок. Его наносят на обожженную глину, и он тут же впитывается, исчезает без следа, чтобы затем проявить нужный цвет уже во время обжига при температуре свыше 1200 градусов.

– Если это не какая-то абстрактная декоративная работа, а архитектурный пейзаж, то стоит художнику чуть промахнуться, и вместо окошка будет клякса, а вместо неба – черное пятно, – говорит Владимир Михайлович. – Получается, что именно огонь – твой судья, соперник и в то же время соавтор.

Узнаваемое лицо

Если «барнаульская» тема в «Туриной горе» начиналась с изображения старинных домов и соборов самих по себе, то затем это превратилось в настоящие пейзажи с атмосферой, «воздухом» и сюжетом – как панно «Покровский собор» и блюдо «Под шпилем» Анжелики Кононенко, панно Светланы Милантьевой «День Победы». Они в течение десятилетий творчески росли вместе с промыслом, и Москвитин говорит: «Сделать такого уровня роспись сегодня не сможет никто, этого совершенства краски нужно добиваться годами!»

Кстати, как выяснилось, именно технологические сложности на начальном этапе придавали керамике «Туриной горы» стильные приглушенные оттенки, хотя сами художники этого вовсе не планировали. «У нас постоянно сгорали печи, – вспоминает основатель промысла. – Нарушался температурный цикл, и вместо 14 часов мы жгли 20, а это создает совершенно другой эффект, вещи получаются затемненными, порой даже сплавляются».

Как же появилось узнаваемое «лицо» барнаульского промысла? Художница Инна Паршукова говорит:

– Я была в самом первом составе с 1989 по 1992 год, и этот стиль мы разрабатывали вместе с Аленой Пикаловой, Юрием Мингуловым и другими мастерами. Каждый привносил что-то свое, потом все смотрели друг на друга, и так получалось что-то общее. Мы друг на друга влияли.

Выставка «Керамика Туриной горы» будет работать в Художественном музее до 14 января.

Фоторепортаж