Специализированное питание для спортсменов производит алтайское предприятие

13:00, 14 октября 2016г, Экономика 1418


1
1

Бийская компания «Пантопроект» в этом году начала производство трех специализированных продуктов для спортсменов на основе мяса и пантов маралов. Реализация проекта осуществлялась при государственной поддержке совместно с Алтайским государственным медицинским университетом.

Чтобы не осрамиться

Руководитель и владелец «Пантопроекта» Николай Фролов говорит, что это диетическое профилактическое питание появилось после встреч с алтайскими спортсменами. Они жаловались на нехватку препаратов для спорта. «Наш опыт показывает, что на таких продуктах не заработаешь денег, это невыгодный с коммерческой точки зрения проект», – признается предприниматель. Когда «Пантопроект» в первый раз выпустил препарат для массажа спортсменов в период реабилитации, Николаю Фролову пришлось бегать по спортивным федерациям (а их 220) и договариваться, чтобы у него купили одну-две упаковки на пробу. Надо понимать, что в каждой федерации есть тренеры и врачи, которые навязывают спортсменам импортные и дорогие продукты, получая с этого свою долю. И только после настойчивых пожеланий краевых властей в «Пантопроекте» приступили к производству второго препарата для профессионального спорта.

«Сотрудничество с властями дает не только плюсы, но и к некоторым вещам обязывает, – замечает Николай Фролов. – Взяв миллион рублей у государства, мы приняли на себя некие обязательства и обязаны были их выполнить, чтобы не осрамиться».

А такая возможность была, ведь до этого мясо маралов как основу для функционального питания не использовали. Пришлось проводить клинические испытания в Алтайском медуниверситете, затем исследования на безопасность в Федеральном научном центре гигиены имени Эрисмана, и только тогда Роспотребнадзор выдал соответствующее свидетельство о регистрации.

Мясо марала для спортсменов готовят не в виде бифштексов или шашлыков. Его после глубокой заморозки оттаивают, отделяют от костей и размалывают. Полученный фарш загружают в барабанные сушилки, где под вакуумом из него удаляется вода при 40 градусах. При такой температуре сохраняются все биологически активные вещества. Полученную субстанцию размалывают нержавеющими металлическими шарами до порошка и фасуют в капсулы. Оборудование занимает совсем немного места. «Мы весь бизнес стремимся делать на квадратном метре, – поясняет исполнительный директор компании Константин Барановский, – при этом технологическая линия способна переработать в год до 15 тонн мяса.

Хорошая находка

Порошок мяса марала производится на предприятии уже пятый год. Впервые он был опробован в препаратах для похудения для женщин. Нередко лишний вес у представительниц слабого пола обусловлен не тем, что они много едят, а гормональным сбоем. Добавляя в пищу высушенную маралятину, некоторым (!) удается сбросить десятки килограммов.

В компании мясо считают хорошей находкой. Во Всероссийском институте пантового оленеводства есть исследования, которые подтверждают, что мясо марала по биологической активности не уступает пантам, в то же время во много раз дешевле.

В своей ассортиментной линейке «Пантопроект» старается держать минимальное количество продуктов, в которых используются только панты. Это сырье, которое чрезвычайно колеблется в цене. Несколько лет назад килограмм молодых маральих рогов стоил 150 – 180 долларов при курсе 32 рубля за доллар. А в последнее время – 400 долларов при цене «зеленого» 64 рубля. Поэтому предприятие уменьшает долю продуктов из пантов. «Наши оптовые потребители с трудом выдерживают наценку на 10% раз в два года, – говорит Николай Фролов. – Они выслушивают претензии на дороговизну от конечных потребителей и нам их транслируют. И при такой стоимости пантов мы не можем их широко использовать, не более килограммов 500-600 в год».

Против экстракции

«Пантопроект» считается малым предприятием, но среди переработчиков, специализирующихся только на сырье из марала, занимает первое место в стране по объему продукции. В прошлом году её стоимость составила порядка 80 млн рублей. Цифра вроде бы небольшая, однако это треть общероссийского рынка пантовых препаратов.

Занять такую долю для компании, расположенной в глубинке, можно только при хорошей маркетинговой службе и хорошем качестве продукции. А качество зависит от технологии переработки.

На эту тему Николай Фролов может говорить долго и убедительно: «Мы противники всевозможных экстрактов, потому что природное сырье – это всегда комплекс, который создан природой за тысячи лет и великолепно сбалансирован и делить который в принципе нельзя. Его можно только взять в нетронутом виде, выяснить с помощью клиницистов, какую дозу должен получить организм человека, и дать ему в капсуле. И только ваш конкретный организм возьмет то, что ему необходимо. А когда мы берем комплекс и вытягиваем из него растворителями якобы активную часть, то приносим потребителю только следовую активность. Конечно, ты должен взять качественное сырье, конечно, в пик биологической активности».

Руководитель «Пантопроекта» замечает, что корейцы используют в своих препаратах и жидкую форму, которая не может храниться без консервантов. «А мы не хотим, чтобы в организм человека попадали консерванты, – объясняет Николай Фролов. – К тому же жидкая форма подразумевает экстракцию, а значит, в ней содержится только часть от исходного продукта, а другую, не менее важную, технология не позволяет забрать».

Рынок определяет ассортимент

Ассортиментная политика предприятия формируется с учетом потребностей рынка. Николай Фролов с командой постоянно ищет тот сегмент, в который можно войти и заработать. Эту работу не может провести ни врач, ни ученый. Только сам предприниматель. Он должен знать, что такое сырьевая база и как ее получить, какими технологиями он может располагать для ее переработки, в какой форме и сегменте продвинуть продукцию на рынок.

«При разработке ассортимента важно учитывать множество взаимозависимых факторов и занимать как минимум три ниши, – считает руководитель «Пантопроекта». – Когда мы начинали, БАДы были понятной и востребованной группой продуктов. И мы ее развивали. Потом стало ясно, что государство в любой момент может запретить их производство, и мы стали создавать физиотерапевтическую продукцию для санаториев. И ванны, и микроклизмы, и свечи. Правда, она регистрируется косоротым образом. Вначале как косметическая продукция, а потом, чтобы попасть в санатории, надо несколько лет проводить клинические испытания, и если докажешь полезный эффект от воздействия процедуры на людей, то можно получить в соответствующих московских центрах свидетельство на медицинскую технологию или методические рекомендации или методику Минздрава. Однако стоять на двух «ногах» в ассортиментной политике тоже опасно, и мы стали создавать еще и функциональное диетическое питание. И вот на этих трех «ногах», в каждой из которых примерно по десятку препаратов, мы и стоим».

А от чего-то в ассортименте предприятию приходится отказываться, например, от лекарственных препаратов. В девяностые годы «Пантопроекту» удалось за небольшие деньги первому в мире зарегистрировать и выпустить субстанцию для лекарственного препарата из крови марала. А потом Фролов твердо понял, что вся пантовая продукция должна быть направлена на рынок профилактических и реабилитирующих препаратов. Потому что к этому обязывает характер сырья с его поливалентным действием. В лекарственном препарате инструкция всегда предусматривает противопоказания и отсекает существенный слой потенциальных потребителей.

О правилах игры

Принято считать, что для малого бизнеса наиболее острые проблемы – нехватка финансовых ресурсов и дорогие кредиты. Николай Фролов уверяет, что самое страшное – бесконечно меняющиеся правила и законы. И предприниматель всё время должен приспосабливаться и начинать с нуля. Хорошо, если удается сделать небольшой виточек наверх в развитии. «Когда я начинал, то мог кланяться любому пеньку и договариваться, договариваться. А сегодня мне сил не хватает, начинаю психовать, – признается Фролов. – Мы столько лет потратили, первыми в России и в мире получили методики лечения в ваннах. Мы три тысячи людей исследовали! Столько денег истратили! Полгода поработали – государство приняло решение отменить методики Минздрава, ввести медицинские технологии. Теперь еще пять лет работать, чтобы их защитить!»

Но через минуту Фролов успокаивается и уже в хорошем настроении с чувством плохо скрываемой гордости говорит: «Некоторые предприятия высчитывают рентабельность своей продукции, а мы не считаем, но знаем, что на расчетном счету всегда должно быть достаточно средств, чтобы регулярно платить людям зарплату, вести ремонт, создавать новые препараты».

И действительно, витки наверх удается сделать. За прошлый год, несмотря на кризис в экономике страны, предприятие улучшило свои финансовые результаты на 15 процентов.

Елена НЕСТЕРЕНКО (фото)

Фоторепортаж